Главная Истории любви Жалоба на императора

Жалоба на императора

ДОЧЬ РУССКОГО КНЯЗЯ ПУБЛИЧНО ПОТРЕБОВАЛА ОТ ПАПЫ РИМСКОГО ОСУДИТЬ ЕЕ МУЖА ЗА ПРИЧИНЕННЫЕ ЕЙ ОБИДЫ

Евпраксия Всеволодовна. Репродукция. Фото автора

Как известно, Анну Ярославну, одну из дочерей киевского князя Ярослава Мудрого, ставшую женой французского короля, по сей день почитают в Европе. А вот судьба ее племянницы, Евпраксии Всеволодовны, оказалась совсем иной. Она тоже вышла замуж за европейского правителя – немецкого короля и императора Генриха IV, однако затем в ужасе сбежала от него под защиту церкви, обвинив супруга в принуждении к любовной связи с пасынком, изменах, оргиях и отношениях с нечистой силой. Папа римский встал на ее сторону и предал анафеме ее мужа. Событие вызвало огромный резонанс в Европе и эхом докатилось и до Руси. Правда, в несколько искаженном виде: Евпраксия почему-то оказалась не жертвой, а блудницей…

БОГАТСТВО НА ВЕРБЛЮЖЬЕМ КАРАВАНЕ

Евпраксия Всеволодовна была дочкой киевского князя Всеволода Ярославича, сестрой Всеволода Мономаха и внучкой Ярослава Мудрого. Она росла при великокняжеском дворе в Киеве, пока в 1083 году из Германии на Русь не прибыло свадебное посольство от саксонского дома Штаденов.

Отец Евпраксии, заинтересованный в родстве со знатным германским семейством, дал согласие, поскольку интересы Руси состояли в укреплении позиций против Польши, и этому весьма способствовал брак с высокородным европейским семейством.

Киевский князь Всеволод Ярославич, отец Евпраксии.
Репродукция. Фото автора

 

В подобных брачных связях между Русью и Европу не был ничего удивительного. Как отмечают историки, до начала XIII века Древняя Русь была вполне типичным европейским государством, интегрированным в Европу экономическими, культурными, династическими связями. Татаро-монгольское нашествие, а также западные крестовые походы способствовали тому, что Русь все больше отрывалась от Запада. Говоря об этом, историки и публицисты обычно вспоминают об Александре Невском, который отверг предложение Папы Римского: тот предлагал помощь христианского воинства в освобождении от монгольского ига, с одним только условием – принять католичество…

Впрочем, мы отвлекались, наша речь все-таки – о Евпраксии, дочери Всеволода Ярославича. Ей было всего двенадцать лет, когда ее отправили в Саксонию в жены к немолодому Генриху Штаденскому вместе с «несметным богатством, нагруженным на верблюжий караван».

Появление Евпраксии в Саксонии было описано в поздней «Хронике Розенфельденского монастыря»: «Она прибыла в эту страну с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и каменьями, а также бесчисленными богатствами».

Евпраксию отдали на воспитание и обучение в Кведлинбургский женский монастырь, где она должна была научиться говорить по-немецки и читать на латыни, который был тогда официальным языком Европы. Ее греческое имя Еупраксис («добродеяние») заменили католическим аналогом – Пракседис.

За три года, проведенных в монастыре под надзором сестры императора, двадцатипятилетней Адельгеды, Евпраксия овладела не только языками, но и «книжными премудростями». Затем она приняла католичество и получила при крещении новое имя Адельгейда.

Вскоре состоялось и ее обручение с Генрихом Штаденом, но брак оказался недолгим: менее чем через год, в 1087 году, Генрих при невыясненных обстоятельствах умер. Маркграфство перешло по наследству к брату умершего, Людигеру. А бездетная юная вдова, Евпраксия-Адельгейда, вновь вернулась в Кведлингбургский монастырь.

На близком знакомстве с 15-летней русской вдовой настоял брат аббатиссы – германский император Генрих IV, по странной случайности сам незадолго до того потерявший жену, Берту Савойскую и таким образом ставший вдовцом. Русской княжне он показался весьма привлекательным, особенно после четырех лет однообразной, монотонно-скучной жизни в монастыре.

«КУЛЬТ НЕЧЕСТИЯ»

Как утверждал один из немецких хронистов, император был прельщен юностью и воспитанностью Евпраксии, сильно отличавшейся умом и красотой от его придворных дам. Но главное – он связывал определенные надежды с установлением через нее родства с могущественным киевским княжеским домом. Император хотел привлечь Русь в союзники в борьбе с римским папой Урбаном II.

Киевский князь благословил дочь на этот брак, и 14 августа 1089 было официально объявлено о коронации. Однако цель не была достигнута: Византия прервала взаимоотношения с Германией, а византийский император стремившийся удержать Русь в сфере своей политики, дал понять, что новый брак Евпраксии не поддерживает. Киев отказался вступать в союз с Генрихом IV. Юная королева, ставшая в девятнадцать лет соправительницей Священной Римской империи, оказалась в непростом положении.

Как отмечает известный современный немецкий специалист по истории Средневековой Руси Хартмут Рюсс, Евпраксия, «единственная римско-германская императрица восточно-славянского происхождения», сумевшая оказаться «весьма привлекательной женщиной и личностью». Ей «не подходила роль пассивного инструмента в интригах определенных политических сил против супруга-императора».

Однако Генрих IV как выяснилось, имел «необузданный характер»: с ним не ужились ни мать Агнесса, ушедшая от сына, едва он стал совершеннолетним, в монастырь, ни выросшие сыновья от первого брака.

Генрих IV. Изображение из Национальной библиотеки Франции.
Репродукция. Фото автора

 

Хронисты, правда, в основном, со слов противников Генриха IV, утверждают, что он принадлежал к секте сатанистов-николаитов, тайные мессы которой сопровождались развратными действиями. Как отмечал исследователь Розанов, саксонские хронисты сообщали, что не могут даже описать все издевательства Генриха над Евпраксией-Адельгейдой, «чтобы не слишком развратиться».

О распутстве германского императора многим было известно задолго до его брака с Евпраксией. Издевательства Генриха IV над первой женой и сестрой дважды обсуждались на княжеских съездах 1073 года. Немецкие хронисты Бруно и Ламберт оставили описания кровосмесительных отношений Генриха IV с его сестрой Адельгейдой, которая воспитывала Евпраксию.

Когда же стало понятно, что планы Генриха IV вовлечь Русь в продолжавшуюся борьбу с папским престолом не удались, император начал вымещать свою злобу на жене. Принудив ее к участию в тайных оргиях, Генрих будто бы лично наблюдал за действиями насильников. Немецкий хронист отметил, что, «испытав на себе этот культ нечестия, первое время она молчала по женской стыдливости, а когда величина преступлений победила женское терпение, она раскрыла это дело священникам и епископам». И стала искать их поддержки.

Генрих IV был в ярости: он не ожидал, что Евпраксия пойдет наперекор ему. Для начала он решил просто удалить жену подальше от двора – отправил ее в Италию, в личный замок императора в Вероне, где она родила сына, причем неизвестно еще, кто был его отцом. Ребенок прожил всего два года.

ОСВОБОЖДЕНА ОТ НАКАЗАНИЯ

Вскоре встречи с Евпраксией-Адельгейдой стал искать старший сын Генриха IV Конрад. По возрасту они были близки. Немецкие историки полагают, что Генрих ревновал жену к своему сыну. Тексты хроник позволяют найти иную причину: однажды отец предложил Конраду «войти в покои» мачехи и, когда тот отказался, заявил, что Конрад – не его сын, а отпрыск «одного швабского князя, на которого тот похож».

Сообщив о своем разрыве с необузданным родителем, Конрад предложил мачехе помочь ей бежать в Каноссу к папе Урбану II –давнему недругу германского императора – и рассказать там ему обо всем. Во время переезда двора Генриха IV из Вероны в Лангобардию их план осуществился.

В Каноссе она была встречена папой Урбаном II как императрица – торжественно и с почестями. И тот использовал императрицу в своих целях: убедил ее открыто выступить на Соборе с обвинительной речью против императора.

На церковном соборе в Констанце, состоявшемся в апреле 1094 года, была зачитана грамота с жалобой Евпраксии на унижения, которым ее подвергал муж. После собора в Констанце папа Урбан II предложил ей выступить с теми же разоблачениями на предстоящем поместном соборе католической церкви в Пьяченце. Собственно говоря, именно в ходе него Урбан II принял эмиссаров византийского императора Алексея I, искавшего союзников в войне с турками, и «многих убедил дать клятву помощи», что стало одной из предпосылок Первого крестового похода…

Но походы все-таки были потом, а непосредственно во время собора едва не самый сильный резонанс вызвало выступление императрицы Евпраксии. Она потребовала осудить ее мужа за чинимые ей обиды. В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. На Евпраксию должны были наложить предусмотренную в таких случаях епитимию.

Как отмечают историки, публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству, так что, чтобы подняться над этими предрассудками, нужно было обладать незаурядным мужеством. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа Евпраксия была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием».

ГОРШЕ ТЫ ГОРЬКОГО, СЛАВА НАПРАСНАЯ!

Разоблачения Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора Генриха IV, которым воспользовались для своего возвышения Конрад и маркграфиня тосканская Матильда – давний недоброжелатель германского императора.

Как отмечает историк Хартмут Рюсс, выступление Евпраксии, ускользнувшей из супружеского плена, на соборах в Констанце и Пьяченце стало самым ярким следом ее в европейской истории борьбы между папами и императорами.

В марте 1095 года собор в Пьяченце отлучил императора Генриха IV от церкви (причем уже повторно!) «за недопустимые, безбожные и вовеки неслыханные дела, совершенные над собственной супругой». Отлучение Генриха IV от церкви автоматически положило конец официальному супружеству этой пары.

Поступок Евпраксии, решившейся вынести подробности семейной жизни на всеобщее обсуждение, вызвал огромный международный резонанс. Как ни странно, русское духовенство, вместо того чтобы выразить сочувствие соплеменнице, резко осудило ее. В русских былинах и легендах к имени Евпраксии, или в простонародии Апраксы, прочно прикрепился неприличный эпитет «волочайка» (потаскуха).

Как отмечал исследователь Розанов, в некоторых русских былинах – «Алеша-Попович и Тугарин» и «Сорок калик со каликою» – фигурировал неприличный персонаж – чужеземка Апракса-королевишна. Ее историческим прототипом, по всей видимости, как раз и была Евпраксия Всеволодовна…

После всех этих событий Евпраксия уже не вернулась к дворцовой жизни. Почти два года она прожила в Италии, потом перебралась в Венгрию к тетке, Анастасии Ярославне, а от нее – домой, в Киев, где поселилась в доме матери. Там она получила известие о том, что ее мучитель, Генрих IV, ушел в мир иной. Это дало ей моральное основание постричься в монахини.

Как отмечают историки, в монастыре она попыталась укрыться от молвы и пересудов, однако осуждение и неприязнь окончательно сломили Евпраксию физически и духовно. Не прожив в монастыре и трех лет, она умерла. Всего-то на 38-м году жизни!..

Случилось это в 1109 году. Тело ее погребли в Киевском Печерском монастыре, возведя позже над ее могилой часовню. «Повесть временных лет» сообщала: «Преставилась Евпраксия, дочь Всеволода, месяца июля в 10-й день, и положена в Печерском монастыре у дверей, которые к югу. И сделали над ней божницу, там, где лежит тело ее».

«Долгие годы молились за нее печорские иноки, – говорится в исторической повести Галины Грушиной «Апракса-королевична». – Потом забросили. Потом обитель злые татары пограбили. Потом божница развалилась, камень надмогильный мхом зарос, в землю ушел. Но слава, горькая слава Апраксы-королевичны не померкла в веках. Пели по Руси об изменнице и прелюбодейке, о бойкой бесстыднице… Горше ты горького, слава напрасная!». А писатель Святослав Воеводин так и назвал свою художественное произведение, посвященное Евпраксии – «Святая грешница».

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^