Главная Истории любви Жозе и Анита

Жозе и Анита

КРАСАВИЦА ИЗ БРАЗИЛИИ СТАЛА ВЕРНОЙ СОРАТНИЦЕЙ И БОЕВОЙ ПОДРУГОЙ БОРЦА ЗА СВОБОДУ ИТАЛИИ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

«Я успокоюсь не раньше, чем получу от тебя письмо, которое даст мне уверенность, что ты счастливо добралась до Ниццы; пиши мне подробно, я должен получить о тебе вести, дорогая Анита; сообщи мне впечатление, произведенное на тебя событиями в Гену и Тоскане. Ты — сильная, героическая женщина!.. С каким презрением должна ты глядеть на женоподобное племя итальянцев, моих соотечественников, которым я так часто хотел внушить душевное благородство, и которые этого так мало заслуживают…» Перед нами – строки из письма Джузеппе Гарибальди, адресованного своей возлюбленной Аните.

«ТЫ БУДЕШЬ МОЕЙ!»

Гарибальди – признанный национальный герой Италии. Когда он был еще молодым моряком, его увлекли идеи объединения Италии, освобождении от власти австрийцев и установлении республиканского строя. Так Джузеппе Гарибальди стал участником тайного общества «Молодая Италия». Общество было раскрыто, он был заочно приговорён к смерти и вынужден бежать во Францию, откуда начались его долгие скитания по миру.

В Южной Америке, кипевшей революционными идеями, Гарибальди присоединился к повстанцам, сражавшимся против правительства Бразилии. Именно там он повстречал красавицу Аниту Рибейру.

Спустя много лет Гарибальди отмечал в мемуарах: «Я никогда не помышлял о браке и считал себя неспособным к нему вследствие независимости своего характера и склонности к жизни, полной приключений. Иметь жену, детей — это казалось мне совершенно неуместным для человека, который посвятил всю жизнь борьбе за осуществление своих идей, борьбе, делающей невозможным душевный покой, необходимый для отца семейства. Судьба решила иначе.

Потеряв Карнилью, Эдоардо Мутру и других своих сверстников, я остался совершенно одинок. Мне казалось, что я один в целом мире. Мне нужна была подруга. Именно подруга, так как я всегда считал, что женщина — это совершеннейшее из существ. Что бы там ни говорили, именно среди них бесконечно легче найти любящее сердце.

Обуреваемый такими печальными мыслями, я с кормы «Итапарики» глядел через подзорную трубу на берег. Невдалеке высился холм Морро делла Барра (на правом берегу устья Лагуны). Я увидал у его подножия нескольких женщин, занятых работой по хозяйству. Особенно понравилась мне одна из них, молодая. Я велел причалить к берегу и, высадившись, направился к дому, где жила эта женщина.

У дверей дома я увидал человека, который пригласил меня войти — выпить чашку кофе. Войдя, я увидел ту, которая мне так понравилась. Это была Анита (впоследствии мать моих детей). Несколько мгновений мы стояли неподвижно, молча вглядываясь друг в друга. Затем я поклонился и сказал (я плохо говорил по-португальски и произносил слова с итальянским акцентом): «Ты будешь моей!». Я завязал узел, который могла разорвать одна только смерть».

18-летняя Анита Рибейру происходила из достаточно бедной семьи рыбаков, и родители в 14 лет выдали ее замуж. Но ради Джузеппе Гарибальди, которого она называла Жозе, красавица Анита без колебаний бросила отца, друзей, родной дом, тесно переплелась с его героической жизнью. Бесстрашная Анита сопровождала Жозе во многих опасных походах. Она научилась владеть мушкетом, делать перевязки, лечить раны. Однажды она целые сутки искала тело Джузеппе среди убитых на поле боя, поскольку ей по ошибке сообщили, что он погиб.

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ БЕСКОНЕЧНО…»

16 сентября 1840 года Анита родила своего первенца Менотти в бедной хижине близ Сан-Симона. В следующем году Джузеппе и Анита перебрались в Уругвай, поселившись в Монтевидео.

Гарибальди писал в своих воспоминаниях: «Шесть лет жизни, полной лишений и всевозможных приключений (1836-1842), не испугали бы меня, будь я человеком одиноким. Но я уже обзавёлся к тому времени небольшой семьёй. Я обязан был позаботиться об улучшении условий жизни моей дорогой жены и ребёнка. Поэтому я решил переехать в Монтевидео, хотя бы временно».

Какое-то время Гарибальди даже отошел от революционных дел, занимался торговлей и был директором школы. В Монтевидео в марте 1842 года Анита и Джузеппе обвенчались в церкви, причем Гарибальди прибегнул к обману священника, заявив, что первый муж Аниты умер… Семья пополнилась: родились сын Риччиотти и дочь Терезита.

Однако Гарибальди не был создан для тихой семейной идиллии. Когда в Уругвае вскоре вспыхнула гражданская война, он поддержал уругвайских «колорадос», возглавил их флот и сформировал «Итальянский легион» из числа выходцев из Италии. Тогда же появился и отличительный знак Гарибальди и его бойцов — красные рубашки, по которым их отличали впоследствии и в Европе.

Шесть лет Гарибальди воевал в Южной Америке, но мечта об Италии его не покидала. В декабре 1847 года он отправил в Европу Аниту с детьми. Приехав на родину мужа, в Ниццу, Анита писала 7 марта 1848 года своим знакомым в Монтевидео: «...Генуэзский народ необычайным образом меня приветствовал. Более трёх тысяч человек стояли под моими окнами, восклицая: «Да здравствует Гарибальди!», «Да здравствует семья нашего Гарибальди!».

В 1848 году в Италии вспыхнула революция и Гарибальди с несколькими десятками соратников устремился туда. В Ницце его встречали как национального героя. Побыв несколько дней с родными, Гарибальди отправился в Геную, чтобы сражаться за свободу Италии. Жене в Ниццу он постоянно писал письма, сообщая о последних событиях в Риме.

К тому времени, когда Гарибальди высадился в Ницце, революция уже пошла на спад. Тем не менее, собрав под свои знамена корпус в полторы тысячи человек, он вступил в бои с австрийцами. Силы были неравны, и через какое-то время Гарибальди с отрядом отступил в Швейцарию. Оттуда Гарибальди со сторонниками добрался до Рима, где революционерам удалось захватить власть. Гарибальди возглавил оборону провозглашенной Римской республики.

С февраля по июль 1849 года отряды Джузеппе Гарибальди успешно сражались с неаполитанцами и французской армией, стремившимися подавить восстание.

В апреле 1849 года Гарибальди писал Аните: «…Пиши мне, повторяю эту просьбу; я должен иметь вести о тебе, о матери и о детях. Обо мне тебе нечего беспокоиться; я чувствую себя лучше, чем когда-либо, и с моими двенадцатью сотнями вооруженных людей считаю себя непобедимым.

Рим представляет сейчас внушительное зрелище; все храбрецы объединяются близ Рима, и Бог окажет нам помощь… Люблю тебя бесконечно и прошу не беспокоиться. Поцелуй от меня детей и мать, которую поручаю твоим заботам».

ТРАГЕДИЯ НА ФЕРМЕ

«14 июня 1849 года, утром мы завтракали в Вилле Спада... Я был несколько взволнован, так как только что приговорил к расстрелу одного нашего офицера-неаполитанца за то, что он струсил и покинул свой пост, — вспоминал Гарибальди. — Вдруг я услыхал в коридоре быстрые шаги. Дверь открылась, и я увидел Аниту, которая приехала ко мне в сопровождении Оригони. Дорогая Анита! Я прижал её к своему сердцу. В эту минуту мне казалось, что все наши желания сбудутся!..».

Отныне Анита (тогда уже на пятом месяце беременности), не расставалась с Жозе, который переживал тогда очень трагическое время. На разгром отряда Гарибальди были брошены большие силы. В начале июля Рим пал. Силы были не равны, и Гарибальди был вынужден отступить со словами: «Там, где будем мы, будет Рим». Гарибальди несколько раз прорывался сквозь железное кольцо трёх армий, не давая себя разбить. Он попытался добраться до Венеции, последнего оплота революции.

Между тем состояние здоровья Аниты внушало серьезные опасения. В Сан-Марино у нее начались приступы злокачественной лихорадки, но она ни за что не желала покидать отряд. «Я настоятельно просил ее остаться в каком-либо убежище, где можно было бы, по крайней мере, позаботиться о родах. Но все было напрасно. Ее мужественное, благородное сердце воспротивилось всем моим предостережениям», — вспоминал Гарибальди.

4 августа 1849 года Анита умерла на руках мужа. Произошло это на ферме около Равенны. «Я предлагаю читателю, — писал впоследствии Гарибальди, — представить себе мое состояние в эти ужасные часы. Жена моя умирает; враг с моря с необычайной скоростью преследует нас по пятам. Перед нами перспектива высадиться на берег, где нас, по всей вероятности, ожидают многочисленные вражеские отряды — австрийские и папские. Как бы там ни было, мы пристали к берегу. Я взял на руки свою жену, спрыгнул на берег и положил ее на землю. Своим спутникам я приказал разделиться и поодиночке искать убежища. Мне было невозможно уйти отсюда, так как я не мог оставить умирающую жену…

Мы приехали в Мандриолу в телеге, в которой на матраце лежала Анита... Подняв матрац за четыре угла, мы положили её в постель, мне почудилось в её лице выражение смерти. Я пощупал пульс: сердце больше не билось!... Это была мать моих детей, которую я так любил! Что я теперь отвечу детям, если при встрече со мной спросят о ней? Горько оплакивал я потерю Аниты, неразлучного товарища во всех приключениях моей жизни!».

Преследуемый вражескими войсками, Гарибальди даже не смог похоронить Аниту. С большим трудом он пробился к Пьемонту, но был арестован и выслан из страны. Следующие пять лет он находился в изгнании, без семьи и детей, оставшихся на попечении его матери в Ницце… Впереди у Гарибальди было еще много походов, сражений, разочарований и побед. Сыновья революционера Ментотти и Ричотти, повзрослев, стали соратниками отца и сражались вместе с ним.

СКАЧУЩАЯ НА КОНЕ

Свой самый успешный поход — «Экспедиция тысячи» — Гарибальди совершил в мае 1860 года. С отрядом из 1200 бойцов он высадился на Сицилии, разбил неаполитанские войска, осадил столицу Сицилии Палермо и вскоре с триумфом вступил в неё. Его отряд постепенно увеличился до 18 тысяч бойцов, и после нескольких сражений под контроль гарибальдийцев перешла практически вся Сицилия. Вой­на завершилась полной победой Гарибальди, присоединением территорий королевства к Сардинии и провозглашением в марте 1861 года создания Королевства Италия.

Но революционеру был нужен Рим, без которого он не считал объединение Италии полноценным. Однако король Виктор Эммануил II был категорически против похода в Папскую область. Тогда Гарибальди отправился собирать новый отряд, собираясь действовать в одиночку. Король выслал против гарибальдийцев армию. В завязавшейся стычке Гарибальди был ранен и попал в плен. Вскоре после излечения Гарибальди был амнистирован и освобожден, а вместе с ним и его соратники…

Рим был взят итальянской армией только в 1870 году, когда французская армия, являвшаяся главным гарантом независимости Папской области, была отвлечена франко-прусской войной.

Что же касается личной жизни Гарибальди, то в январе 1860 года он женился на молодой светской красавице Раймонди. Но не прожил с ней и дня, поскольку практически сразу же после свадьбы получил анонимное письмо, извещавшее, что у него «есть счастливый соперник». Он тут же вскочил на коня и ускакал прочь, с этого дня он больше никогда не виделся со своей новой женой, но расторгнуть свой брак не мог два десятка лет.

Через несколько лет Гарибальди сошелся с Франческой Армозино, которая жила в его доме в качестве служанки. Она родила ему троих детей — Клелию, Розу и Манлия. Желая узаконить свои отношения с Франческой, он долго хлопотал о расторжении брака с маркизой Раймонди…

В последние годы Гарибальди, имя которого еще при жизни стало легендой, жил на острове Капрера, отказываясь от почестей и наград. Он умер 2 июня 1882 года в своём имении и был похоронен там же, рядом со своей супругой.

Но Аниту он никогда не забывал. Через десять лет после ее смерти он перенес ее прах в Ниццу, где похоронил рядом с могилами матери Гарибальди и его с Анитой дочери Розы. В 1931 году останки Аниты перенесли в Геную, а еще через год их опять эксгумировали и специальным поездом доставили в Рим. Там они были торжественно погребены под постаментом памятника Аните Гарибальди.

Торжественная церемония открытия монумента состоялась 4 июня 1932 года, в дни празднования 50-й годовщины со дня смерти Джузеппе Гарибальди. Увы, итальянский диктатор Муссолини пытался нажить себе политический капитал с помощью героического образа национального героя.

Сицилийский скульптор Марио Рутелли изобразил жену и боевую соратницу великого революционера в момент бешеной скачки на коне. В одной руке у нее пистолет, а другой она прижимает к себе новорожденного ребенка. Сюжет основан на реальных событиях: спустя 12 дней спустя после родов Анита была вынуждена бежать от преследования вражеских солдат, положив ребенка перед собой в седло скачущей лошади…

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^