Главная Люди и судьбы Маршрут «Париж – Лубянка»

Маршрут «Париж – Лубянка»

ЗА КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ ПРИШЛОСЬ ЗАПЛАТИТЬ ДЕВЯТЬЮ ГОДАМИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

Известный театральный режиссер Сергей Эрнестович Радлов сразу же после Великой Отечественной войны был обвинен в измене Родине и посажен в лагерь. Причина была вполне понятной: во время войны, оказавшись в оккупации, он продолжал работать в оккупации. Подобные акты коллаборационизма не прощались никому ни в одной из стран, пострадавших от нацизма. Другое дело, что сегодня мы, ни в коей мере не оправдывая коллаборационизм, можем говорить о различных нюансах, мотивах и о том, были ли альтернативы.

ПЯТИГОРСКИЕ «ГАСТРОЛИ»

Сергей Радлов – выходец из «серебряного века» русской культуры, ставший затем одним из самых ярких успешных режиссеров, сделавших карьеру именно в годы советской власти… Он выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, филолог-классик. Еще студентом интересовался историей античного театра, учился в петербургской студии Всеволода Мейерхольда.

Революцию принял, в 1918-1919 годах работал в Петроградском отделении Театрального отдела Наркомпроса, в культурно-массовых организациях Петроградского военного округа и Балтийского флота, в организованном им Театре экспериментальных постановок. В начале 1922 года открыл Театрально-исследовательскую мастерскую, где экспериментировал со сценическим пространством, движением, принципами мизансцен, словесной импровизацией.

Вообще, Сергей Радлов был ярким экспериментатором. Особенно ему удавались массовые театрализованные зрелища. В 1920 году он поставил массовые действа «Блокада России» и «К мировой коммуне», в которых участвовали несколько тысяч человек. В 1922 году он поставил грандиозное зрелище «Победа Революции» в Оперном театре Народного дома.

С 1923-го по 1927-й год Сергей Радлов был режиссером Ленинградского академического театра драмы, в 1936–1938 годах был художественным руководителем театра им. Пушкина в Ленинграде. Кроме того, он возглавлял Молодой театр, ставший с 1939 года Театром имени Ленсовета.

Когда началась Великая Отечественная война, Радлов был вместе с защитниками Ленинграда. Большинство театров было эвакуировано, но Театр имени Ленсовета остался, и его актеры продолжали работать. В марте 1942 было принято решение эвакуировать театр в Пятигорск, что и было сделано. Вообще, весной 1942-го многих ленинградцев эвакуировали именно в южном направлении – на Кавказ, Кубань, где, как казалось, было безопасно и было гораздо лучше с продовольствием.

Первоначально труппу Радлова планировалось эвакуировать в Узбекистан, но Сергей Эрнестович настоял именно на Пятигорске, где не так давно, осенью 1940 года, его театр давал гастроли. Вместе с Радловым была эвакуирована его жена, поэтесса и переводчик Анна Радлова. В конце апреля 1942 года театр возобновил работу в Пятигорске.

Пятигорск во время нацистской оккупации, лето 1942 г. Репродукция. Фото автора

 

Казалось, ничто не предвещало беды, но летом 1942 года в южном направлении, на Кубань и Северный Кавказ, прорвались немецкие войска. События развивались стремительно. 6 августа театр Радлова показал в Пятигорске премьеру «Гамлета», а через два дня в город вошли немцы. Труппа театра вместе с Радловым эвакуироваться не успела.

Оккупационные власти приказали Радлову, как этническому немцу, возобновить работу театра. В январе 1943 года труппа Радлова была вывезена немцами на Украину. Ее доставили в Запорожье, где состоялась премьера «Гамлета». Затем театр отправили в Берлин, где радловские актеры поступили в распоряжение одного из отделов нацистского министерства пропаганды. Радловский театр числился как «Драматический ансамбль по обслуживанию лагерей восточных рабочих».

Попавшая в здание театра бомба погубила половину радловских актеров. Радлов с небольшой группой артистов смог перебраться на юг Франции, в местечко Ла Фоссет под Тулоном. Там они выступали в лагерях для советских военнопленных. А после освобождения южного побережья Франции союзники, признавая заслуги режиссера, поселили его с женой Анной, поэтом и переводчиком, на Лазурном берегу.

В освобожденной Франции труппа в очередной раз сменила название, став именоваться «Ленинградским театром Ленсовета под руководством Сергея Радлова, Заслуженного деятеля искусств СССР».

ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО В РЕСПУБЛИКЕ

23 февраля 1945 года Сергей и Анна Радловы отправились в Москву, где, как обещали режиссеру представители СССР, он должен был возглавить театр. Однако по прибытии супругов ждал арест. Как говорил впоследствии Сергей Эрнестович, «полет по маршруту «Париж – Лубянка» завершен».

Радлов и его жена были обвинены в измене Родине. Актеры Николай Черкасов и Борис Бабочкин пытались заступиться за них, но безрезультатно.

17 ноября 1945 года Радловы были осуждены Верховной коллегией Верховного суда РСФСР по ст. 58-1 п. «а» УК РСФСР на десять лет лагерей. Радлов был лишен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР и Ордена Трудового Красного знамени.

Радловы оказались под Рыбинском – в «Волголаге». Здесь, в лагерных условиях, Радлову разрешили создать самодеятельный театр, его жена занималась сценической речью с актерами. Она не дожила до окончания срока заключения, умерла от инсульта 23 февраля 1949 года.

Актриса лагерного театра А.В. Леонтьева вспоминала, что узнав о смерти жены, Сергей Радлов пытался покончить с собой, его буквально вытащили из петли. Впоследствии Радлов отмечал, размышляя о своей судьбе: «То, что я продолжаю существовать, доказывает мне, что я трус и подлец и что гнусный инстинкт самосохранения оказался сильнее логики, разума, чувства долга и приличия…»

В 1951 году лагерный театр расформировали, Радлова перевели на мехзавод, сохранив, однако, возможность заниматься самодеятельностью. Осенью 1953 года, отбыв в заключении почти девять из десяти приговоренных лет, он был освобожден – без реабилитации и права проживания в Москве и Ленинграде. Брать опального режиссера на работу нигде не хотели – боялись неприятностей. Он был приглашен в Даугавпилс – город на северо-востоке Латвии, в котором большинство населения тогда уже составляли русские.

«В Министерстве культуры был обычный день приема посетителей. Взглянул на список ожидавших приема. Он начинался именем Сергея Радлова, – вспоминал замминистра культуры Латвийской ССР Вольдемар Калпиньш. – Я понимал, что такого режиссера нельзя выпускать из республики. Единственная вакансия была в Даугавпилсе. Рассказал, что город не театральный, что в репертуарном и художественном отношениях русский театр в упадке, что городское начальство культурой не интересуется. Сказал, что в Даугавпилсе театр нужно создавать практически заново, из ничего… Это последнее место в республике, но, к сожалению, ничего другого пока нет.

Сергей Радлов дал понять, что это его не пугает. Он сказал, что ему нужны сцена и актеры, а со всем остальным он справится. Ждал, когда он начнет говорить о зарплате и жилье. Он, однако, не просил ни зарплаты, ни жилья. Единственная просьба, что у него была, – позволить взять актера Яковлева, который тоже недавно был освобожден из заключения. И хотя актерских вакансий не 6ыло, я согласился. Радлов сообщил, что собирается ставить «Гамлета». Предупредил его, что труппа пестрая и сборная, материальные возможности театра – беднейшие. Ждал, что он начнет просить денег на постановку, на декорации. Но ничего такого он не просил. Со всем соглашался. Понял, что в лагере он работал в тяжелейших условиях, сравнительно с которыми Даугавпилс предлагал ему сказочные возможности».

Упомянутый выше Василий Яковлев, бывший артист Калининского театра, тоже пострадал из-за обвинения в предательстве. В конце 1941 года, когда город Калинин (Тверь) был ненадолго оккупирован нацистами, Яковлев был отправлен на организацию библиотек. После освобождения города он был арестован по обвинению в измене Родине, в 1942 – 1949 годах находился в заключении в «Волгострое», где участвовал в лагерном театре. В 1949 году Яковлев был освобожден и стал актером Щербаковского (Рыбинского) драматического театра.

Еще в лагере Радлов вместе с Яковлевым готовили спектакль «Гамлет», и теперь они решили поставить его на даугавпилсской сцене. Премьера вызвала настоящий фурор.

В начале 1955 года государственный русский драматический театр в Риге пригласил Радлова к себе. Здесь он поставил «Короля Лира». Как отмечают искусствоведы, было еще несколько постановок, менее удачных. Лагеря подкосили здоровье Сергея Радлова, и его силы таяли буквально на глазах.

ОПАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР

«С тех пор, как я обедал у Вас, я стал и лучше и хуже, – писал Сергей Радлов актеру Николаю Черкасову. – Лучше потому, что у меня теперь чистый паспорт, с меня снята судимость и лишения в правах, и я могу жить, где угодно. Хуже потому, что я пережил довольно неприятный инсульт, и с тех пор удивительно остро и болезненно воспринимаю всякие, даже маленькие царапины и щелчки судьбы. Вот почему мысль, что я напишу просьбу пригласить меня в Ленинград и получу отказ, так меня пугает, что я предпочитаю весь остаток жизни безвыездно прожить в Риге, чем пройти сквозь это, пусть даже миниатюрное унижение…»

Радлов, конечно же, мечтал вернуться в Ленинград, но там явно предпочитали держаться в стороне от недавнего заключенного, пусть и реабилитированного (это произошло в самом конце 1957 года).

Летом 1958 году Рижский театр гастролировал в Ленинграде. Стенограмма обсуждения гастролей во Всесоюзном театральном обществе свидетельствует, что речь шла о радловских спектаклях – «Привидения» и «Король Лир». Оценивая «Короля Лира», докладчики осторожно обходили имя режиссера.

Композитор Люциан Пригожин в своих воспоминаниях «Несколько дней с С.Э. Радловым», написанных в 1980-х годах, рассказывал о встрече с Радловым осенью 1958 года в доме творчества композиторов «Репино». По словам Пригожина, «все мы, конечно, знали, что он предатель, остался во время войны с немцами, «фашистский прихвостень». И вообще я думал, что его уж и нет давно…»

«Старик», по словам Пригожина, привязался к нему, и несколько дней они провели вместе. Радлов говорил о том, что теперь, когда ему разрешили жить в Ленинграде, он собирается ставить в Пушкинском театре «Антония и Клеопатру» Шекспира, что уже есть план, эскизы декораций, скоро начнутся репетиции. Однако затем разговор неизбежно приблизился к опасной теме.

Пригожин вспоминал, что по слухам, доходившим до него, история «предательства» Радлова выглядела следующим образом: мол, Красная армия отступила, и тогда Радлов сказал: «Нас бросили, теперь каждый отвечает за себя, делает свой выбор. Кто хочет работать свободно, без всяких обкомов, райкомов, реперткомов – тем предлагаю остаться и ждать. Кто не хочет – пусть уходит».

В разговоре с Пригожиным Радловым так объяснил мотивы своего поступка: «Не думайте, что сыграло роль мое немецкое происхождение. Мои предки издавна жили в России… Не в этом дело. Просто возникло неистребимое желание избавиться от всевластных, тупых и малограмотных надсмотрщиков. Как обстояло дело с искусством в Германии, я представлял себе смутно, но то, что творилось у нас, мне было прекрасно известно. В общем, мы с женой остались… Осмотревшись, я довольно скоро понял, что свободное искусство при Гитлере так же невозможно, как и при Сталине…»

По словам Радлова, в СССР ему с женой предложили вернуться советские дипломаты. Они говорили: «А почему бы вам не вернуться домой? Ведь мы прекрасно знаем, что вы перед родиной ни в чем не виноваты. А мы так нуждаемся в вашем таланте!». Режиссер рассказал, что подобные уговоры продолжались достаточно долго, Радлову и его супруге обещали полную свободу творчества, уверяли, что теперь, после войны, в СССР совсем другая обстановка, не та, что была прежде.

В результате дипломаты уговорили Радловых. В назначенное время прибыл роскошный лимузин, затем был подан специальный самолет. Однако в Москве у трапа Радловых ждали солдаты с автоматами. «Тут нас с женой разлучили, – вспоминал Радлов. – Меня повезли в одну сторону, ее – в другую. Больше я ее никогда не видел. Потом были лагеря…»

Спустя достаточно короткое время после разговора Радлова с Пригожиным, в конце октября 1958 года, Сергея Радлова не стало. Его планам работать в Ленинграде не суждено было осуществиться…

Режиссер был похоронен в Риге. На его могиле установили памятник, на котором выбили текст из «Гамлета»: «Пусть будет так. Горацио, я мертв. // А ты живешь – так расскажи правдиво // Все обо мне и о моих делах // Всем, кто захочет знать».

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^