Фото: pixabay.com
На Глафиру (9 мая) было принято сажать горох и ранний картофель, поэтому ее так и прозвали – Горошница. Чтобы защитить горох от утренних заморозков, грядки покрывали изрубленным торфом. В этот день и на обед готовили гороховый суп с мясом и гороховую кашу.
Свое прозвище Семен Ранопашец (10 мая) получил изза всеобщего начала пахоты. Но спешить с посевом нельзя. Хлеб можно сеять только в теплую погоду – и в теплую землю. А чтобы понять, готова ли земля к посеву, проверяли, насколько она прогрелась, руками. Еще считали, что пахать пора, когда лес одевается в листву.
С 11 мая (Березосок) начинали собирать и заготавливать впрок березовый сок. Считалось, что самый вкусный и целебный сок течет в верхних ветках дерева, и если суметь добраться до них – то таким соком можно вылечить любого больного. Но заготавливать сок в туманный или дождливый день нельзя – пользы не будет. Березовым соком лечили цингу, отеки, фурункулез, артрит, подагру, весеннюю лихорадку. Употребляли его и как мочегонное средство. Ясный восход солнца в этот день – к ясному же лету, а теплая и звездная ночь – сулила хороший урожай.
В день Девяти целителей (12 мая), в полдень, нужно было выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру и произнести заговор от девяти напастей: «Чтобы напасти крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили; чтобы человек был от земли чист, от воды светел».Тогда здоровья должно было прибавиться на целый год. Считали, что Девять мучеников помогают при телесных болезнях и эпидемиях.
С Якова Теплого (13 мая) прекращали всякое сватовство: жениться в мае – весь век маяться. Поэтому даже предложение о сватовстве считалось обидным. В этот день не отправлялись в дальний путь, не искупавшись перед этим в воде из мартовского снега (его специально сохраняли для лечения весенней лихорадки), так как на Якова по земле начинают бродить болезни, а спасти от них может только мартовская вода. Если на Якова на восходе небо было чистым и ясным, то лето должно было быть солнечным. А если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то лето будет грозным, зато теплым и изобильным.
Полным ходом идут вспашка и засев полей. Верили, что в это время сам Еремей Запашник (14 мая) запрягает свою колесницу и помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Если на Еремея день погож, то убирать хлеб тоже предстоит при хорошей погоде. Для того чтобы год был плодородным, на Еремея старались не давать взаймы – ни денег, ни хлеба.
С Бориса и Глеба Сеятелей (15 мая) начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы они уродились большими – в грядке зарывали пестик от ступки. И, конечно, продолжали засеивать поля: «Борис и Глеб сеют хлеб». С Бориса и Глеба начинают петь соловьи. Если поют громко, основательно – значит, не за горами лето. Если соловей поет всю ночь – следующий день будет солнечным. А если соловья услышишь раньше, чем кукушку, то все лето проживешь счастливо. Иногда этот день называли «барыш-день», а святого Бориса – барышником. Купцы бурно праздновали день Бориса и Глеба, чтобы получать барыши в течение всего года.