Главная Истории любви Затворница по собственной воле

Затворница по собственной воле

СВОЕЙ ЛЮБОВНИЦЕ ВИКТОР ГЮГО ПОСТАВИЛ УСЛОВИЯ: ЗАБЫТЬ ОБО ВСЕХ РАЗВЛЕЧЕНИЯХ И НАВСЕГДА ПОКИНУТЬ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

В завещании Гюго написал: «Ищи любви... Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится». Историки-биографы говорят о сотнях романов писателя. Он состоял в законном браке, а любовью всей своей жизни называл другую женщину — Жюльетту Друз.

«В ПЬЕСАХ ГЮГО МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

В двадцать лет Виктор Гюго женился на Адель Фуше: как сам вспоминал, «сердечная склонность обратилась в неодолимое пламя». Семья Фуше не имела ничего против того, чтобы породниться с сыном генерала наполеоновской империи, однако возражала мать Виктора. Молодые расстались на год, но затем чувства снова бросили их в объятья друг друга. В июне 1821 года скончалась мать Виктора, препятствий к браку больше не было. И спустя чуть больше года в соборе Сен-Сюльпис состоялось бракосочетание. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней законной супругой литератора, матерью пятерых его детей.

Адель Фуше.
Репродукция. Фото автора

 

«Несколько слов от тебя, моя любимая Adele, вновь изменили моё настроение, — писал Виктор Гюго своей любимой в одном из посланий. — Да, ты можешь делать со мной всё что угодно. И завтра я непременно умру, если волшебный звук твоего голоса и нежное прикосновение твоих обожаемых губ не вдохнут в меня жизнь…

Это правда, что ты любишь меня, Adele? Скажи, и я поверю в эту изумительную идею. Ты ведь не думаешь, что я сойду с ума от радости, бросив свою жизнь к твоим ногам, будучи уверенным, что сделаю тебя столь же счастливой, сколь счастлив я сам, будучи уверенным, что ты будешь восхищаться мной так же, как я восхищаюсь тобой? О! Твоё письмо восстановило мир в моей душе, твои слова, произнесённые этим вечером, наполнили меня счастьем. Тысяча благодарностей, Аdele, мой возлюбленный ангел. Если бы я мог пасть ниц пред тобой, как перед божеством! Какое счастье ты принесла мне! Аdieu, аdieu, я проведу восхитительную ночь, мечтая о тебе»…

Прошло десять лет, и в жизнь писателя ворвалась еще одна прекрасная дама – актриса Жюльетта Друэ. Она играла роль принцессы Негрони в пьесе Гюго, к тому времени уже признанного писателя, «Лукреция Борджиа». Роль была маленькая, второго плана, но писатель был пленен девушкой. После окончания пьесы он отправился в гримерку, сказал о том, как он сожалеет, что роль весьма скромна. Жюльетта улыбнулась: «В пьесах Гюго маленьких ролей не бывает»…

Отношения писателя с Адель к тому времени были уже совсем не столь прекрасны, как прежде. Виктор Гюго знал, что у нее есть любовник, да еще из литературных кругов. Много лет спустя в письме к Жюльетте он признавался, что в тот момент она буквально вернула его к жизни: «У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля 1833 года. Первое рождение дало мне жизнь, второе дало мне страсть».

Однако это было потом, а тогда писатель навел справки и был весьма огорчен. Друэ происходила из простонародья, воспитывалась в семье дяди, а в девятнадцать лет стала любовницей и музой известного скульптора Жана Жака Прадье. Не имея ни образования, ни приданого, она не могла рассчитывать на удачное замужество и предпочла стать содержанкой. Известно ее высказывание: «Женщина, у которой всего один любовник, — ангел, у которой два любовника, — чудовище. Женщина, у которой три любовника, — настоящая женщина».

В поисках богатых покровителей и по протекции Прадье девушка поступила в театр, хотя не обладала особенным талантом. Но зрители любили ее за ослепительную красоту… Была у нее и дочь, и ходили слухи, что ее отцом был богатый русский князь Анатолий Демидов, снявший для Жюльетты роскошную квартиру в центре Парижа.

«ИСТИННАЯ ЖЕНА»

Впрочем, все эта не самая лучшая, мягко говоря, репутация актрисы не остановила Гюго. Он пригласил Жюльетту на бал, а через два дня признался ей в любви.

Жюльетта Друэ в роли принцессы Негрони.
Репродукция. Фото автора

 

Спустя почти десять лет он писал ей: «Помнишь ли ты, моя дорогая возлюбленная, нашу первую ночь, ночь карнавала во вторник на масленице 1833 г. Где-то, в каком-то театре давали бал, куда мы оба должны были пойти… Ничто, — даже сама смерть не изгладить в моей памяти этого воспоминания. Все мгновенья этой ночи проносятся сейчас одно за другим в моем воображении, подобно звездам, проносящимся пред очами моей души. Да, тебе надо было отправляться на бал, но ты не поехала, — ты дожидалась меня.

Бедный ангел, сколько в тебе красоты и любви. Помню, в твоей маленькой комнатке была дивная тишина… Среди шума всеобщего празднества мы скромно укрылись в стороне и перенесли в тень свой светлый праздник. Париж был упоен поддельным хмелем, мы — настоящим.

Не забывай никогда, мой ангел, этих таинственных часов, изменивших всю твою жизнь. Эта ночь 18 февраля 1833 г. была символом и одновременно прообразом великого, светлого праздника, свершившегося в тебе… В эту ночь я провел с тобой восемь часов. Каждый из этих часов теперь уже превратился в год… В течение этих восьми лет мое сердце было полно тобой, и ничто не изменить его, даже если бы каждый из этих годов обратился в столетие».

Друзья отговаривали Гюго: мол, не стоит связываться с этой весьма сомнительной девицей, но его было уже не удержать. Он арендовал для любовницы маленькую квартиру и поставил ряд весьма жестких условий: забыть раз и навсегда обо всех своих ухажерах и развлечениях, а также покинуть театральные подмостки и жить только на деньги, которые он будет ей давать Гюго. И даже не покидать дом без его сопровождения.

Условия «затворничества», прямо скажем, не для эмансипированных дам, которые любят свободу. Однако Жюльетта согласилась. Ведь любимый часто навещал ее, оставался на ночь, а ее дочь любил едва ли не больше собственных детей. Жюльетта мечтала, что Гюго разведется и женится на ней, однако писателя вполне устраивала жизнь на две семьи. К тому же Жюльетта добровольно взяла на себя роль его секретаря.

Жюльетту Гюго всегда называл своей «истинной женой». Она была рядом, была его моральной и душевной опорой в трудные минуты, поддержала писателя в сентябре 1843 года, когда его любимая дочь Леопольдина утонула вместе со своим мужем, катаясь в лодке по Сене…

Гюго брал Жюльетту в заграничные путешествия, а если они находились в разлуке, то писали друг другу длинные письма, в которых Жюльетта называла его своим Богом и Великим Поэтом.

«Моя драгоценный человечек, мой обожаемый Тото! – писала она. — Надеюсь, мне не придется повторять слова тоски, которые ты уже успел написать и опубликовать. Но я не устану говорить их тебе, как молитву, в надежде на то, что ты будешь благосклонен к моей грусти, как был прежде до этого.

Надеюсь, что завтра, в такой же вечер, ты будешь настолько благосклонен, что придешь увидеть меня, потому что я буду с нетерпением ждать у себя с обещанием ничего не смотреть и ничего не слушать, кроме лишь тебя; как я уже говорила, я стану думать лишь только о тебе, стоит тебе уйти…

Я люблю тебя, дорогой мой, любимый, люблю всем своим сердцем: и нет для меня ничего желаннее, чем угодить тебе. Я бы отдала три четверти своей оставшейся жизни, лишь бы быть уверенной в том, что любима тобой. А оставшуюся четверть я бы продала в обмен на то же.

Мой дорогой маленький Тото, я буду стоять в самом темном углу и предвкушать твое приближение; но с твоей стороны, я прошу тебя быть верным и честным со мной и прийти, как только представится такая возможность. А так же клянусь, что позволю тебе все, что могут дать две женщины сразу – почувствовать возможные и невозможные местечки моего тела на твой выбор. И, наконец, я отдам тебе свое тело и душу, как перед Богом, так и перед мужчинами, женщинами, и даже так любимыми тобой молоденькими девушками. В ожидании твоих поцелуев, твоих волос, твоего рта и твоего пальчика».

ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ

Однако однажды все едва не рухнуло: от Жюльетты потребовали расплатиться по долгам ее прежние любовники. Ей пришлось сдать в ломбард все свои наряды и украшения, но даже этих вырученных средств оказалось недостаточно. Ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Виктору Гюго, который отличался известной скупостью. Узнав размер требуемый суммы — 25 тысяч франков – он пришел в бешенство и заявил в сердцах: «Прощай навеки!». На следующее утро одумался, но было уже поздно.

Жюльетта забрала дочь и уехала к дальним родственникам. Гюго удалось разыскать ее. Он каялся, молил о прощении, поклялся погасить все долги и взял с любимой обещание никогда с ним не расставаться…

Так оно и было, тем более что жизнь писателя оказалась полна самых непредсказуемых поворотов. В 1848 году он был избран депутатом Парижа, началась его политическая карьера. Сначала писателю удавалось удачно лавировать между республиканцами и монархистами, но затем он проявил принципиальность и отказался поддержать кандидатуру будущего короля, Наполеона III — племянника Бонапарта. Этот роковой поступок привел Гюго к необходимости двадцать лет прожить вдали от родины.

После государственного переворота 1851 года Гюго узнал, что его голова как «изменника» оценена в 25 тысяч франков. Некоторое время он жил на нелегальном положении, а затем с добытым Жюльеттой Друэ фальшивым паспортом покинул Париж и направился в Брюссель. Она в очередной раз простила своему ему многочисленные измены и тайно последовала за ним сначала в Бельгию, а затем в Англию.

«Не беспокойся обо мне, мой дорогой и бедный возлюбленный, ведь я люблю тебя всего нежнее и увереннее именно тогда, когда знаю, что ты должен предаться семейным обязанностям и заботам об обеспечении покоя и счастья твоих жены и детей, — писала Жюльетта Друэ писателю в рождественские дни 1851 года. — Посвяти себя всецело, пока ты будешь здесь, твоей достойной и мужественной жене.

Ты не должен лишать ее ни одного развлечения, способного развеять ее после тех суровых испытаний, который ей пришлось перенести. Сотки для нее нежный бархатистый ковер из моей преданности, моего мужества и моей почтительности, и пусть он защитит ее от всех шероховатостей пути, пока она у тебя; утешай ее и развлекай как только можешь, щедро оказывай ей внимание и любовь, которых она заслужила, и не бойся, что когда-либо истощится мое терпение и мое доверие».

МИНУТНЫЕ СЛАБОСТИ

Через три года после смерти жены 70-летний Гюго вместе с Жюльеттой вернулся на родину. Франция встретила его восторженно, и Жюльетта, которая так и не стала его законной женой, по праву разделила с ним эти почести.

К старости Гюго не изменил своим привычкам: заводил романы на стороне, даже приводил барышень в дом Жюльетты. Та терпела, тем более что писатель убеждал ее, что она — главная любовь его жизни, а все остальные — лишь минутные слабости.

А еще они сохранили привычку посылать друг другу письма – по поводу и без него. Зимой 1883 года, поздравляя Виктора Гюго с Новым годом, Джульетта писала: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счастлива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: «Я люблю тебя»». Это было последнее из 15 тысяч писем, написанных ими за полвека любовных отношений.

В феврале 1883 года, в день его «золотой свадьбы» с Жюльеттой, писатель подарил ей свою фотографию с надписью: «Пятьдесят лет любви — вот самое прекрасное супружество». В мае того же года Жюльетты не стало: она скончалась от рака.

В свое время Гюго положил на ее имя 70 акций Бельгийского национального банка, их стоимость составляла 120 тысяч франков. Он тогда полагал, что покинет сей мир раньше Джульетты, и хотел обеспечить ее. Когда же он узнал о ее смертельном недуге, то попросил ее перевести акции на него. Что и было сделано. Взамен возвращенного дара Виктор Гюго назначил ей пожизненную ренту в 20 тысяч франков, если бы Джуельтта все-таки пережила бы его. Но, увы, чуда не случилось…

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^