Главная Истории любви «Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня»

«Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня»

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА БЫЛА СВОЕГО РОДА «БРАКОМ НА РАССТОЯНИИ»

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

В марте 1904 года в иркутской церкви Святого Харлампия состоялось таинство венчания: благословение на брак получили блестящий морской офицер и весьма напористая барышня, далекая от романтических мечтаний. Офицера звали Александр Колчак, барышню – Софья Омирова… Дальнейшая история в общих чертах известна по кинофильму «Адмирал»: Колчак изменит своей жене, у него будет роман с Анной Тимиревой, которая будет сопровождать его до последних дней, а потом «заплатит» за эту любовь годами лагерей и ссылок…

«Я НЕ БЛИСТАЛА КРАСОТОЙ»

Софья Омирова была барышней непростой. Впоследствии она писала о себе, сравнивая себя с сестрами: «Я не блистала красотой. Мама, держа меня на коленях, смотрела на меня и думала: «Бедная моя девочка, какая она некрасивая, какой у нее большой нос, но, может быть, будет добрая»». И еще одна цитата из ее воспоминаний: «Вера, самая умная из нас, помешалась в 20 лет, а я пошла в папашину родню, страдавшую черной меланхолией»...

С юных лет она не прекращала попыток свести счеты с жизнью из-за неудачных любовных романов. В 1892 году ее, в ту пору воспитанницу Александровского института, врачи еле спасли после того, как она выпила пузырек опиума.

«…В годовщину Вариной смерти я отравилась, выпив пузырек опиума, полученный от фельдшера Экспедиции заготовления государственных бумаг, как племянница управляющего, против зубной боли. Степан Николаевич Коптяев дал его мне со словами: «Будьте осторожны, много класть на зуб нельзя, можно отравиться». А мне только этого и надо было. В 16 лет я видела только это выход из сложившегося положения», - вспоминала Софья Федоровна.

Потом она без памяти влюбилась и уже считала женихом своего двоюродного брата Николая Филиппова (Никошу), слушателя Николаевской морской академии, но отступилась, когда тот заявил, что не может на ней жениться из-за близкого родства… Ассистент профессора химии Александр Богоявленский однажды предложил ей поехать вместе с ним на реку Печору. Софья ответила ему: «С Вами да на край света». Однако этого не случилось.

В 1900 году она пыталась застрелить себя. Врачи спасли ее, быстро поставили на ноги, и уже через месяц уехала за границу. Вернувшись в Петербург, снова влюбилась. На сей раз ее избранником стал инженер-путеец Освальд Андреевич Парланд – «Озенька», как она его звала, племянник архитектора. Они вместе катались на коньках в Юсуповском саду, были на пикнике в Юкках. Но «Озенька» так и не сделал ей предложения…

В начале 1903 года Софья познакомилась с блестящим морским офицером Александром Колчаком, про полярные исследования которого уже сообщалось в печати. По счастливому стечению обстоятельств, Колчак был однокашником двоюродного брата Софьи – Дмитрия Дмитриевича Филиппова.

Барышня очаровала Колчака, который уже имел опыт сердечных разочарований. Спустя несколько дней он прислал Софье корзину ландышей, принес коробку конфет, в Гостином дворе купил ей большой золотой крест с цепочкой и кольцо с изумрудом и бриллиантами…

Правда, кузен отговаривал Софью: «Я вижу, тебе нравится Колчак, а он тебя на первую попавшуюся цыганку променяет. Тетя Аля говорила, что Колчак собирался жениться на наезднице Нелли, но отец приехал в 10-ю роту и отговорил его».

Вскоре Колчак отправился на север, чтобы набрать участников экспедиции по спасению пропавшего в Арктике барона Толля. Вернувшись в Петербург, засиживался у Софьи до двух часов ночи, но относился к ней, по ее воспоминаниям, «по-рыцарски почтительно». Вручил ей тысячу рублей на расходы в предстоящей поездке по Европе.

«ТВОЯ, ВСЕМ СЕРДЦЕМ»

В конце января 1903 года Колчак отправился в экспедицию в Сибирь, а Софья в начале весны – в Италию, на остров Капри. «Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, … без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Все мое лучшее я нес к Вашим ногам, как к божеству моему, все свои силы я отдал Вам…», - обращался Колчак к будущей жене.

Однако потом от него долго не было известий, и осенью она бросилась в холодную Сибирь. В декабре, к немалому удивлению Колчака, она разыскала его в селе Казачьем на реке Яне, куда добралась на оленях и собаках.

Софья поступила мудро: если бы она не «настигла» Колчака в Сибири, то их бы, возможно, навсегда, разлучила начавшаяся в январе 1904 года русско-японская война. Возможно, решение Колчака жениться было продиктовано прежде всего столь свойственным ему чувством долга, а не сильной любовью к Софье. Отец, отставной генерал-майор, настаивал, чтобы 29-летний сын женился, вот он и выполнил волю отца…

Сразу после свадьбы молодой супруг отправился на русско-японскую войну, был ранен, после сдачи Порт-Артура попал в плен, в котором провел четыре месяца.

Семейная жизнь у них была непростая, своего рода «брак на расстоянии»: Колчак постоянно был в разъездах, его жена ждала его дома. Свою первую дочь, Танечку, он даже не успел увидеть: она умерла вскоре после рождения в 1905 году. В 1910 году родился сын Ростислав, а ещё два года спустя - дочь Маргарита.

Софье лишь оставалось писать мужу письма и ждать, когда он наконец-то будет дома. «Дорогой Сашенька! Славушка начинает много говорить, считать и поет себе песни, когда хочет спать… Как твои дела? Где ты теперь? Я рада, что ты доволен своим делом... Вышиваю и считаю дни. Твоя любящая Соня», - писала Софья мужу.

Начало Первой мировой застало ее с детьми в Либаве, где квартировали семьи офицеров флота. Как только это стало возможным, Софья с сыном перебралась к мужу в Гельсингфорс, где размещался штаб Балтийского флота. Двухлетняя девочка Маргарита простудилась во время бегства и в считанные недели умерла в Гатчине.

«...Несмотря на невзгоды житейские, я думаю, в конце концов обживемся, и хоть старость счастливую будем иметь, а пока же жизнь — борьба и труд, для тебя особенно...», - писала Софья мужу. Она надеялась, что в Гельсингфорсе они наконец-то смогут жить семьей все вместе. Но случилось иначе: в 1915 году сюда переехала жена полкового друга Колчака морского офицера Сергея Тимирева - Анна Васильевна Тимирева. Разлучница! Между нею и Колчаком вспыхнул роман, которого они особенно и не скрывали.

Тем не менее, София Федоровна оставалась официальной женой адмирала до самой его смерти. И именно ей, законной жене, адмирал обратил свое последнее письмо: «Господь Бог сохранит и благословит Тебя и Славушку». Письмо это дошло до адресата, и Софья Федоровна долгие годы хранила это послание…

В апреле 1919 года жена Колчака и ее сын Ростислав прибыли в Марсель. Уже на следующий день в парижской газете «Эко де Пари» появилась большая статья «Супруга адмирала Колчака вынуждена была спасаться из Севастополя». В ней сообщалось, что 18 апреля в Марсель пришел с Мальты крейсер L Isonzo (под английским флагом), на котором среди пассажиров находились «жена русского адмирала Колчака, играющего в настоящее время очень важную роль в борьбе с большевиками».

В мае 1919 года Софья смогла передать через надежных послание мужу в Сибирь: мол, в Париж прибыли благополучно, самочувствие хорошее. Тревожилась, что долго нет вестей, подписалась: «твоя, всем сердцем»...

«ПРЕЗРЕНИЕ К ЛИЧНЫМ ЦЕЛЯМ»

Спустя многие десятилетия московский историк Людмила Абраменко, живущая в Париже, познакомилась с внуком Софьи Федоровны Александром Ростиславовичем Колчаком. Он предоставил ей возможность поработать с семейным архивом, которого никто до этого не видел. Именно благодаря этому и появилось издание воспоминаний Софьи Колчак и исследование Людмилы Абраменко о судьбе семьи Колчака во Франции.

В книге также приводятся неизвестные письма адмирала жене. Вот, к примеру, что он писал 15 октября 1919 года: «Я солдат прежде всего, и больше командую, чем управляю, я привык по существу приказывать и выполнять приказания. Когда Родина и ее благо потребуют, чтобы я кому-либо подчинился, я это сделаю без колебаний, ибо личных целей и стремлений у меня нет и своего положения я никогда с ними не связывал.

Моя сила в полном презрении к личным целям, и моя жизнь и задачи всецело связаны с указанной выше задачей, которую я считаю государственной и необходимой для блага России… Все. Что я могу сейчас желать в отношении тебя и Славушки, чтобы Вы были в безопасности и могли бы прожить спокойно вне России в настоящий период кровавой борьбы до Ее возрождения».

Александр Колчак был расстрелян в Иркутске – в том самом городе, где когда-то венчался с Софьей Омировой. Церковь святого Харлампия, в которой венчался будущий адмирал, сохранилась. В советское время в ней располагалось студенческое общежитие, а затем книжное хранилище. В постсоветское время она была восстановлена и стала одной из мемориальных реликвий Иркутска.

ДВА АЛЕКСАНДРА

После того, как пришло известие о расстреле Колчака, его вдова с сыном Ростиславом уехали на юг Франции и поселились в городке По у подножия Пиренеев. Жили бедно, долги вдовы Колчака росли, о чем осенью 1922 года не преминул пожаловаться премьер-министру Раймону Пуанкаре некий булочник. Софье Федоровне пришлось переехать из аристократического района в места попроще…

В 1927 году Ростислав окончил колледж, вместе с матерью вернулся в Париж. Необходимо было дать сыну хорошее образование и возможность достойно начать самостоятельную жизнь. Ростислав успешно выдержал экзамены и поступил в Высшую школу по двум специальностям: политических наук и права. Но средств на оплату обучения у матери не было.

Не имея возможности из-за болезни работать, Софья Федоровна жила теперь в Русском доме (старческом, как его называют сейчас) в городке Сент-Женевьев-де-Буа. Там она и осталась до конца своих дней. Ради сына, отчаявшись, напишет письмо о помощи знаменитому норвежскому исследователю Фритьофу Нансену, у которого проходил обучение молодой офицер Колчак перед своей первой полярной экспедицией...

Ей помогали многие. Из Америки переводил деньги Борис Бахметьев, игравший видную роль в политических кругах русской эмиграции. Помогали бывший белый генерал Николай Юденич и сокурсник Колчака по Морскому корпусу контр-адмирал Сергей. Погуляев. В 1930 году, к десятилетию гибели адмирала, бывший управляющий Военно-морским министерством в правительстве Колчака и его друг контр-адмирал Михаил Смирнов издал посвященные ему мемуары. Доход от продажи был направлен в помощь семье Колчаков. А «Морской журнал» собирал средства на завершение образования Ростислава...

Софья Колчак в эмиграции. Репродукция. Фото автора

 

София Федоровна так и не получила французского гражданства, до конца оставшись с беженским паспортом. Она ушла из жизни в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа в 1956 году. Ее сын при содействии эмигрантских благотворителей закончил Высшие коммерческие курсы, работал по финансовой части. Его женой в 1932 году стала дочь соратника Колчака по Военно-морскому флоту адмирала Александра Развозова. Они венчались в церкви Св. Александра Невского - духовном центре русских эмигрантов в Париже.

В 1939 году, когда Франция вступила в войну с Германией, Ростислав Колчак был мобилизован на фронт. В июне 1940 года, после поражения французских войск под Парижем, он попал в плен…

В 1947 году Ростислав, его жена и несовершеннолетний сын Александр получили французское гражданство. Ростислав много занимался изучением рода Колчаков. В память об отце в 1959 году написал очерк семейной хроники «Адмирал Колчак. Его род и семья». Жизнь его оказалась недолгой, на здоровье сказался немецкий плен: Ростислав Александрович умер в 1965 году, когда ему было всего 55 лет. А вот его сын, названный в честь деда Александром, прожил очень долгую жизнь. Он скончался 2 января 2019 года в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Когда-то он служил кавалеристом во французской армии, работал художником, печатая свои карикатуры, потом переехал в Америку, затем опять вернулся в Париж. Известно, что он увлекался джазом, даже создал музыкальную группу. Те, кто общались с Александром Ростиславовичем, говорили, что он был похож на своего деда не только внешне: еще Софья Федоровна отмечала сходство характеров двух Александров.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^