Фото Марии КАЛИНИНОЙ
На Трифона (14 февраля) заклинали мышей чтобы не портили скирды с хлебом – знахарь вынимал из скирды клок сена, относил в печь и разжигал раскаленной кочергой, получившуюся золу он высыпал туда, где хранились сено и солома и приговаривал: «Не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не пробовать вам пахучего сена». В этот день было принято задабривать кошек – угощать молоком и просить о помощи в борьбе с мышами. Каков Трифон – таковы и оставшиеся дни февраля. Кроме того, снег в этот день обещал дождливую весну, звездная ночь – позднюю весну и только туман обещал наступление хорошей погоды.
15 февраля – Сретенье Господне (Громницы). Сретенские морозы считались последними и этот день – один из самых больших праздников весны. В этот день для освящения приносили в церковь свечи (Громницы), которые потом зажигали во время грозы, чтобы отогнать беду. В Сретенье особо заботились о домашней птице. Например, начинали кормить кур овсом, приговаривая: «Корми кур овсом – летом будешь с яйцом». И метель на Сретенье и звездная ночь обещают позднюю весну, капель предвещала урожай пшеницы, а ветер – хороший урожай фруктов.
16 февраля почитают двух святых, встретивших младенца Иисуса в храме на 40-й день от его рождения, – Анну и Симеона, молятся о здоровье новорожденных, поэтому этот день называют Хранитель младенцев. Есть у этого дня и другое название – Починки – начинали подготовку лошадиной сбруи и ездовой, и пахотной: «Семен и Анна сбрую починяют». «Готовь сани летом, а телегу – зимой» тоже относится к Починкам. Для этого праздника варили саламату – распущенное в воде гречишное пресное тесто с маслом. Поэтому говорили: «Приехала саламата на двор – расчинай починки». Если на Семена и Анну снег валит хлопьями – лето будет дождливым.
Студеным Николу (17 февраля) прозвали неслучайно, обычно были сильные морозы: «Студеный день – снова шубу надень». Есть у этого дня второе название – Волчий сват. Считается, что в это время в лесах в разгаре звериные свадьбы. Говорили, что «о звериных тропах в лесу знает только Никола Студеный», и только ему ведомо, где устраивает свое логово мать-волчица и как пускаются в пляс лисицы. Если длинные еловые ветки сгибаются к земле – это к метели. А если лиственный лес чернеет – можно ждать оттепели.
18 февраля – Агафья Коровница. Почиталась как покровительница домашнего скота. Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, чтобы коровья смерть от них бежала без оглядки. Агафья (Агафия) считается заступницей от пожара. В этот день освящают хлеб, который хранят в доме как оберег от «красного петуха». Кроме того, на Агафью было принято поминать предков, отошедших в мир иной. Если в Агафьин тепло, то и в ближайшем будущем холодов не предвидется. Мороз предвещает дружную весну, сухое и жаркое лето.
Считалось, что с Вуколы Телятника (19 февраля) начинают появляться на свет телята (таких телят, родившихся в феврале, называли жуколами). Так и говорили: «Придут Вуколы – перетелятся все жуколы». Хлев окуривали чабрецом – чтобы телята рождались крепкими, а молоко у коров было вкусным. Мороз в этот день обещает бурную весну, сухое и жаркое лето.
20 февраля, в День Луки (Могущница) было принято печь пироги с луком. Семья, как правило, съедала только часть их, а остальное раздавали нищим – «на счастье». Считалось, что все отданное вернется сторицей. Считалось, что этот день – самый подходящий для приготовления целебных снадобий из кореньев. Особые свойства на Луку обретает лапчатка – («могущница», нар. – трава, листочки которой напоминают крест). Полуденный ветер на Луку сулит урожай яровых.