Фото: pixabay.com
Зосима-пчельник (17 января) – покровитель пчеловодов и бортников, и именно его просили о хорошем сборе меда. А чтобы Зосима был благосклоннее, на стол обязательно ставили мед, медовые пряники или медовые ириски. Смотрели, если в этот день много снега – год будет медовым. В день Зосимы принято было гнать чертей, ведь к концу Святок нечисть старается накуролесить напоследок. Гоняли чертей так: надевали тулупы наизнанку и, прихватив кочерги, ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!» Во главе процессии несли горящую ветошь. В это время «забивали черта» – колотили (понарошку, конечно) одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. После этого разводили костер и праздновали победу над нечистой силой. Любопытные девицы, желая узнать будущее, выходили вечером на двор примечать звезды. Если Большая Медведица оказывалась справа – святочные гадания на суженого непременно сбудутся. Если же перед собой девушка видела Млечный путь – еще год жизни в ожидании жениха. Если при безоблачном небе еще и морозно – холода будут стоять еще долго.
Крещенский сочельник (18 января) – день накануне Богоявления (Крещения Господня), назывался голодным. Так как соблюдали пост: принято было есть только сочиво и постную кашу, овощные блины и медовые оладьи. Все знают, что крещенская водичка лечит целый год. Раньше за такой водой в полночь ходили на реку. Принеся воду домой, ее сохраняли: говорили, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет буквально чудодейственные свойства. Но и снег под Крещение приобретает особые свойства. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину. К тому же, он тоже может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, красота сохраниться надолго. Сильные ветры с юга в этот день предвещали грозовое лето.
Крещение, Святое Богоявление (19 января) – один из главных православных праздников. Крещенской водой после службы запасались на весь год и использовали в церковных обрядах, давали пить больным, освящали жилища и поля. А тот, кто на Крещение искупается в ледяной воде, будет весь год здоровым. На Крещение девушки в последний раз пытались узнать свое будущее. Выходили за ворота гадать на первого встречного: если встретится старик – не к добру, а если молодой парень – выйдешь в этом году замуж. «Крещенские морозы» всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».
Бражником Ивана (20 января) назвали потому, что в этот день принято было «запивать» зло приговаривая: «Празднуй раз в месяц – будешь веселым; запразднуешь каждый день – будешь голым». А перед тем, как сесть за стол, полагалось выпить крещенской воды, чтобы запастись здоровьем на целый год. Между Рождеством и Масленицей – Мясоед – массово праздновали свадьбы. Поэтому в день Ивана-бражника «запивали» и счастье девичье – часто наскоро сложенное, против воли невесты. Считалось, что если в этот день «обмыть» горе супружества без взаимной любви, то в семейной жизни будущую жену ждет меньше слез. Иван-бражник – Перезимник. Он «о весне весть подает». Ясная и холодная погода в этот день предвещала засушливое лето, а пасмурная и снежная – обильный урожай.
В Емелин день (21 января) рассказывали сказки, небылицы, интересные истории, когда вся семья вечером собиралась в доме: «Мели, Емеля, твоя неделя!» В этот день принято угощать кума с кумой. А приходя к званому обеду, кум и кума приносили с собой брусок мыла и полотенце. При первом же купании ребенка мыли этим мылом и обтирали этим полотенцем, приговаривая: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!» Метель в этот день считалась обычным явлением, однако подмечали направление ветра. Если дует с юга – значит, лето будет богатым на грозы.
Филиппов день (22 января) – день хозяйственных забот, ведь за праздники накапливалось множество мелких дел. В этот день принято намывать не только дом, но и ходить в баню – «смывать Святки». Если на Филиппа ясно – значит, летом будет хороший урожай.
Григория (23 января) называют летоуказателем, ведь по погоде в этот день судили, каким будет лето – дождливым или засушливым. Если на стога опустится иней, то летние месяцы будут сырыми: «День долгим инеем рясен – летний срок будет ненастен, молодая рожь зацветет под самый дождь». Ветер с юга предвещал многочисленные грозы.