Главная Истории любви Рождественский сюрприз

Рождественский сюрприз

КАКОЙ ПОДАРОК ПРИГОТОВИЛИ ХУДОЖНИКИ-КАВАЛЕРЫ СВОИМ ПОКЛОННИЦАМ

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

 

Что связывало художников Михаила Врубеля, Валентина Серова и Владимира Дервиза с семьей петербургского доктора Якова Мироновича Симоновича? Как нетрудно догадаться, романтические чувства к трем барышням из этого семейства. Врубель был влюблен в Машу Симонович, Владимир Дервиз – в Надю Симонович, а Валентин Серов – в Ольгу Трубникову, сироту, которая воспитывалась в этой семье.

ТРИ БАРЫШНИ НА КИРОЧНОЙ

Как отмечает краевед Наталья Пугачева, молодые люди вместе работали в мастерской на 10-й линии Васильевского острова, писали портреты друг друга, создавали собственные композиции, не расставались с кистью по 12 часов, иногда к ним присоединялись их знаменитые учителя: Илья Репин и Павел Чистяков. Кроме того, здесь шла работа над акварелью «Натурщица в обстановке Ренессанса».

Михаил Врубель вспоминал по поводу этой картины: «Моя мастерская, а их – натура. Я принял предложение… Подталкиваемый действительно удачно, прелестно скомпонованным мотивом модели, не стесненный во времени, не прерываемый замечаниями: «зачем у нас здесь так растрепан рисунок», когда в другом уголке только что начал с любовью утопать в созерцании тонкости, разнообразия и гармонии, задетый за живое соревнованием с достойными соперниками (мы трое – единственные, понимающие серьезную акварель в Академии)…».

И каждую субботу после работы в совместной мастерской друзья приходили в гости к Симоновичам, жившим на Кирочной улице. Глава семейства, известный столичный врач Яков Миронович Симонович, выпускник Петербургской медико-хирургической академии, работал заведующим тифозной палатой в Александровской больнице, а по совместительству, безвозмездно, – в детской больнице (Елизаветинской). Его жена Аделаида Семеновна открыла один из первых детских садов в Петербурге, руководила созданной ею же Элементарной школой, где преподавали дочери и их друзья. Кстати, она приходилась родной теткой Валентину Серову и с самых ранних лет фактически заменила ему мать, которая мало занималась сыном. Соответственно, сестры Маша и Надя приходились Серову двоюродными сестрами.

Собирались в доме у Симановичей ближе к шести часам вечера. По воспоминаниям кузины Серова, Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой, «вкус,изобретательность талантливых жрецов искусства чудесно сплелись с молодостью, красотою их юных поклонниц».

У Симановичей молодые художники занимались живописью, позировали друг другу, сидя на круглом столе в центре большой залы, в качестве холстов использовали даже обрывки бумаги. Врубель комментировал и тут же чертил византийские лики. Маша Симанович лепила из воска горельеф матери, а потом садилась за инструмент и вместе с Надей играла в четыре руки Бетховена. Владимир Дервиз исполнял романсы, а Михаил Врубель – Санта Лючию. Не отставал от друга и Валентин Серов: выкрикивал прибаутки балаганного деда, прыгал по партам, сдвинутым у стен, изображая шимпанзе…

Врубель был благодарен друзьям за то, что они его познакомили с семейством Симановичей, и в письме сестре Анюте сообщал об этих вечерах у «тетушки Серова, где богатейший запас симпатичных лиц».

В декабре 1883 года друзья заказали в ателье свою общую фотографию и вложили ее в альбом – как подарок на Рождество трем барышням в семье доктора Якова Мироновича Симановича.

Впрочем, идиллия продолжалась не так долго, как всем, наверное, хотелось бы. Троица закадычных друзей распалась. В 1884 году Михаил Врубель покинул Академию художеств и уехал работать в Киев по рекомендации своего учителя Павла Чистякова. В следующем году учебное заведение покинул Владимир Дервиз: оно раздражало его своей рутиной, к тому же Владимир Дмитриевич, человек левых убеждений, тяготел к общественной деятельности. Валентин Серова исключили из списка учеников Академии в 1886 году по болезни. Правда, он уже и прежде тяготился занятиями, просил дополнительных каникул и отпусков…

МАША НЕ СОШЛАСЬ С ВРУБЕЛЕМ

А чем же кончились отношения молодых художников с прекрасными барышнями из семейства Симановичей?

Во время очередного визита к Симановичам Врубель сделал карандашный головной портрет Маши и тут же вручил ей – к ее нескрываемой радости. И поведал Маше, что работает над композицией на тему Гамлета и Офелии и ему очень нужны модели, с которых можно писать шекспировских героев. И что мол Валентин Серов уже согласился изображать Гамлета. Так не согласится ли и Маша позировать для полотна в паре с ним?

Маша согласилась, и в мастерской закипела работа. Михаил Александрович, как заправский режиссер задуманной им сцены, указывал «Гамлету» и «Офелии», какие позы они должны принять и что именно изображать…

Тем не менее, роман Михаила Врубеля с Машей Симонович окончился ничем. Они расстались, и Маша вышла замуж в 1890-е годы за политического эмигранта, врача-психиатра Соломона Львова, поселилась в Париже, ее сын стал лауреатом нобелевской премии по биологии.

Валентин Серов написал восемь портретов Марии Симонович, из них больше всего известен тот, который называется «Девушка, освещенная солнцем». Он вошел в историю мировой живописи.

Кстати, спустя многие годы, в 1936-м, в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка тридцать лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в хозяйке дома, которой было тогда уже чуть больше семидесяти лет, ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».

В 1939 году умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. Среди записей в ее дневнике есть такие: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающих меня и… умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле.

1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него»…

Что же касается Михаила Врубеля, то он женился на оперной певице Надежде Забеле. Они встретились в декабре 1895 года при обстоятельствах, похожих на сказку. Антреприза московской частной оперы Саввы Мамонтова, солисткой которой была Надежда Забела, гастролировала в Петербурге в театре Панаева. Художник Панаевского театра Константин Коровин захворал, и Михаил Врубель был приглашен из Москвы для его замены. Шла репетиция романтической оперы немецкого композитора Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель», Врубель услышал волшебный женский голос, исполнявший роль сестрички Гретель, и был настолько очарован, что пошел искать ту, чей голос его пленил.

Первые пять лет семейной жизни прошли почти безоблачно. Увы, дальнейшая история оказалась не очень радостной: с весны 1902 года у художника появились первые признаки душевной болезни…

«АХ, ЛЁЛЬКА, Я ТОСКУЮ ТАК БЕЗ ТЕБЯ…»

А вот две другие девушки из семейства Симоновичей, с которыми художники общались на Кирочной, стали их женами. Ольга Трубникова стала супругой Валентина Александровича Серова, его надежным спутником жизни и неиссякаемым источником доброты для родных и друзей.

«Лёлюшка», «Лёличка», «маленькая моя», «девочка моя» – так ласково называл в письмах Серов свою возлюбленную. «Серовские письма к невесте подкупают полной открытостью помыслов, откровенностью и чуть скрытой нежностью», – отмечает искусствовед Геннадий Чугунов.

Валентин Серов и Ольга Трубникова без памяти любили друг в друга, однако им предстояло тяжелое испытание – разлука. В начале 1885 года занемогшие Маша и Ольга (врачи беспокоились за ее легкие) в сопровождении Валентины Семеновны Серовой уехали из Петербурга на оздоровление в Крым. Затем они перебрались в Одессу, к родственникам отца Маши, где задержались надолго – на четыре года.

Серов не ожидал такого поворота событий. «Ах, Лелька, я тоскую так без тебя, тяжело мне не иметь твоей ласки, некого и мне приласкать», – писал Серов из Петербурга в Одессу. Он даже начал ревновать, ведь в Одессе Леля служила домашней учительницей в семье врача Исаака Чацкина, который ко всему прочему еще и был вдовцом.

«Знаешь ты, мне часто в голову приходит, а что если Чацкин (55-летний И.А. Чацкин был вдовцом. – Авт.) сделает тебе предложение – быть ему женой; так ты прекрасно ведешь его детей, и он успел полюбить тебя? Да и ты сама успела влюбиться в него?.. Серьезно, эта мысль меня часто беспокоит», – сетовал Серов в письме от 5 января 1887 года.

Но все тревоги оказались напрасными. Венчание Валентина Александровича Серова и Ольги Федоровны Трубниковой состоялось 29 января 1889 года в Петербурге во Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви (она стояла на Загородном проспекте напротив Витебского вокзала и была уничтожена в начале 1930-х годов).

Семейный союз Валентина Серова и Ольги продолжался двадцать два года –одиннадцать лет в XIX веке и столько же – в ХХ-м. И все это время Ольга Федоровна была нежным и любящим ангелом-хранителем семьи, своего гениального мужа, шестерых детей, требующих постоянного внимания.

«ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ»

Надя Симанович вышла замуж за Владимира Дмитриевича Дервиза. Зимой 1885-1886 годов он, получив от отца, петербургского сенатора, свою долю капитала, купил недалеко от Твери имение Домотканово, где и поселился здесь с молодой женой. Надежда давно мечтала о жизни в деревне.

Когда молодожены Владимир и Надя выбирали для покупки имение, Валентин Серов был вместе с ними. С самого начала обустройства хозяйства и позже среди обитателей усадьбы он был всегда «своим и со своими».

Впервые попав в Домотканово, Валентин Серов буквально прикипел к нему душой. «Ароматный воздух полей проникал в самую душу, – вспоминала дочь художника. – Дом окружал прохладный парк, который приводил к девяти прудам, а затем начинался еловый лес». В Домотканове Серов создал около тридцати живописных работ и огромное количество рисунков.

Что же касается Владимира Дервиза, то, поселившись в Домотканово, он проявил себя общественным деятелем и умелым хозяином. Занимался земскими делами и сельским хозяйством. Вскоре имение превратилось чуть ли не в крупнейший культурный центр Тверского края. В усадьбе ставили спектакли, проводили концерты, карнавалы и праздники. «Это какое-то государство в государстве», – даже жаловался тверской губернатор.

Владимир Дмитриевич Дервиз много лет активно работал в земстве, решая вопросы образования, «народного здравия», его избирали председателем Тверской уездной и губернской земских управ.

В усадьбе Домотканово родились трое детей Дервизов – Мария, Елена и сын Митя. Родители поддерживали увлечения детей и занимались их образованием. Мария после окончания гимназии несколько лет училась в художественной мастерской во Франции, затем поступила в Школу живописи, ваяния и зодчества. Елена стала пианисткой, Дмитрий – ученым-археологом.

Брат Владимира Дервиза Валериан, математик по образованию, женившись в 1896 году на третьей из сестер Симонович, Аделаиде, выстроил в Домотканове по своему проекту рядом с домом брата собственный дом, где и жил отдельно своей семьей, по установленному размеренному укладу…

Ныне в бывшей усадьбе Домотканово находится мемориальный музей Валентина Серова.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Власть
22 апреля Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (22.04)
Дорогие мои старики
22 апреля График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в МАЕ 2024 года
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
^