Новый экспонат музея открыли Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, сенаторы Российской Федерации, представители ветеранов и военнослужащие армии ЗВО, а также участники поискового отряда «Память». Среди почетных гостей – житель блокадного Ленинграда, академик, Председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов.
К участникам церемонии посредством телемоста обратилась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. В своей речи она отметила великую роль Дороги жизни и ее защитников в спасении Ленинграда и выразила благодарность всем, кто участвовал в установке памятника «полуторке» – «машине-солдату», «машине-спасителю», которая несмотря на свое гражданское назначение, стала одним из признанных символов Великой Отечественной войны. Ведь именно на таких машинах возили в осажденный город продовольствие, а из блокадного Ленинграда эвакуировали обессилевших ленинградцев. Также глава Совета Федерации поблагодарила губернатора Ленинградской области за большую работу, проводимую в регионе по сохранению памяти о защитниках Ленинграда и героях Великой Отечественной войны.
«Мы полностью восстановили после пожара музей Дороги жизни в Кобоне, открыли музей 43 героев, героев-летчиков, которые защищали Ладогу и Балтийское небо, также мы провели полную реконструкцию музея Дороги жизни в Осиновце. 9 мая следующего года мы откроем еще один музей, посвященный блокаде, в деревне Коккорево – в том, сохранившемся деревянном доме, где находился путевой пункт для водителей Дороги жизни. Мы назовем его «Лица Дороги жизни». Это те люди – водители, регулировщицы, зенитчики, врачи и многие другие, благодаря которым работала Дорога жизни и спасала ленинградцев», – рассказал Александр Дрозденко.
Глава региона поблагодарил за совместную работу всех, кто участвовал в подъеме и реставрации «полуторки», пожелал здоровья блокадникам и ветеранам, и всем жителям региона – сохранения святой памяти о подвиге героев Дороги жизни.
Экземпляр автомобиля ГАЗ-АА «Полуторка», установленный в этот день около музея «Прорыв», был изготовлен на автомобильном заводе в городе Горький 26 июля 1941 года и работал на Дороге жизни. 29 ноября 1941 года он вез хлеб в блокадный Ленинград, попал под артиллерийский обстрел и ушел на дно Ладожского озера на 19-м километре ледовой трассы в районе острова Большие Зеленцы.
В августе 2020 года в результате работы военно-исторической экспедиции подводных работ под руководством заведующего музеем «Кобона: Дорога жизни» Сергея Маркова, машина была обнаружена на дне Ладожского озера. В результате обследования были установлены подробности гибели автомобиля и принято решение о его подъеме, реставрации и передаче в музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
По материалам пресс-службы Губернатора и Правительства Ленинградской области
Фото пресс-службы Губернатора и Правительства Ленинградской области