Главная Истории любви «Лучшие красавицы позировали мне»

«Лучшие красавицы позировали мне»

СТРАСТИ И РОМАНЫ ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА МАКОВСКОГО

Константин Маковский. Автопортрет

Когда летом 1908 года приехавшая на гастроли в Петербург немецкая танцовщица и героиня популярных «живых картин» Ольга Десмонд вышла на сцену обнаженной, пропагандируя благородную наготу, это вызвало настоящий взрыв эмоций. Публика возмущалась, сетовала на катастрофическое падение нравов, а градоначальник и вовсе запретил ее выступления. Известный художник Константин Маковский тогда публично выступил против «культа голого тела», заявив, что «красота, как и многое другое в жизни, должна иметь свою тайну, покрывало с которой мы даже не вправе снимать».

«БУДЬТЕ У МЕНЯ ХОЗЯЙКОЙ!»

Что и говорить: лукавил Константин Егорович. В своих полотнах он был вовсе не прочь запечатлеть нагих красавиц. Достаточно вспомнить хотя бы его «Русалок» и уж тем более «Обнаженную в чулках»!.. Да и как могло быть иначе: женщины буквально обожали и боготворили Константина Маковского, и тот отвечал взаимностью. Личная жизнь художника была бурной, страстной, насыщенной. Он был несколько раз женат, и всякий раз его супруги были его вдохновенными музами…

К моменту знакомства с первой женой у художника уже подрастала внебрачная дочь, родившаяся еще в пору студенчества. Татинька со временем получила фамилию Маковская, но к дворянскому роду не была причислена. В семье отца она жила до самого замужества.

В первый раз Маковский женился в ноябре 1866 года, когда ему было 27 лет. Его избранницей стала артистка драматической труппы Императорских театров Елена Буркова. Она была внебрачной дочерью графа Владимира Адлерберга – министра Императорского двора при Николае I.

Маковский был счастлив: в своей жене он нашел родственную душу. Она понимала толк в искусстве, хорошо рисовала и, подобно мужу, увлекалась музыкой. На вечерах у Маковских бывали деятели искусства, особым уважением пользовались участники легендарной «Могучей кучки».

Однако молодую семью постигло горе: сын Владимир умер в младенчестве. Вскоре жена художника заболела чахоткой. Чтобы сменить климат, тот увез ее в Египет, но это не помогло, и в 1873-м году Елены не стало…

Художник горевал, но жизнь продолжалась. Однажды на балу в Морском корпусе живописец, которому было в ту пору 35 лет, встретил очаровательную Юлию Леткову. Она была младше его на двадцать лет, но казалась старше своих лет и прекрасно знала цену своей ослепительной внешности. Недаром Илья Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты».

Маковский был покорен красотой и музыкальностью девушки: она обладала лирическим сопрано красивого тембра. В тот вечер он не отходил от Юлии, а на следующий день пригласил всех к себе – музицировать. К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и объявил: «Вот и отлично. Будьте у меня хозяйкой!».

Через две недели состоялась помолвка. Свадьбу сыграли, как только невесте исполнилось шестнадцать лет. Юлия Павловна отказалась от амбициозных планов поступить в консерваторию и стать певицей. Тем более что Константин Егорович обожал свою супругу, постоянно изображал ее на портретах.

Семейной идиллии, правда, поначалу не получилось: первый ребенок умер в возрасте восьми месяцев. Но через год 17-летняя Юлия забеременела снова. Этот брак продолжался двадцать лет, в нем родились дочь и двое сыновей, в которых художник души не чаял.

Старший сын художника, Сергей, ставший известным поэтом, вспоминал о том, как появилось самое известное изображение его матери – «Женский портрет»: «Недели через три после тяжелых родов мать надела темно-красный халат, повязала вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз пришла в мастерскую. Константин Егорович писал что-то сосредоточенно и почти не обратил внимания на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала разрезать страницы ножом. Отец обернулся и без дальних слов набросал за какой-то час силуэт жены».

Константин Маковский. Портрет в красном берете».
Изображена Юлия Маковская, вторая жена художника

 

НАКАЗАНИЕ ДЛЯ НЕВЕРНОГО

«Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей, – вспоминал Сергей Маковский. – Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский быт, не вмешиваясь в мелочи домашних будней, вечно увлеченный своей работой, постоянно исчезавший куда-то, чтобы вернуться опять и все наполнить и озарить собою. Экспансивно ласков с нами, детьми, он не был, но никогда и не раздражался обидно. Только, бывало, нахмурит густые, мохнатые брови и пристально взглянет своими голубыми немного на выкате глазами; дело редко кончалось легким подзатыльником. Не помню ни одной ссоры его с матерью, ни одного сказанного им резкого слова…

Музыка была его второй стихией. Напевал он постоянно… Недаром моя мать называла его «человек-песня». Владея удивительным бархатистым баритоном, он пел как заправский артист; был любимым учеником Эверарди, даже заменил его однажды на русской сцене в «Травиате» в роли отца Альфреда (случилось это еще до первого брака)».

Шли годы, Юлия Павловна стала испытывать проблемы со здоровьем, и вся семья выехала за границу. Константин Маковский начал постепенно отдаляться от жены, стал, по воспоминаниям Сергея Маковского, «ворчлив, подозрителен, вспыльчив… Это был уже другой отец, хоть мы и не угадывали причины этой перемены, …первоначальный образ его уходил куда-то в далекое прошлое…».

Жизнь, как известно, не терпит пустоты… На Всемирной выставке 1889 года в Париже Константин Маковский познакомился с 20-летней красавицей – Марией Матавтиной. Завертелся страстный роман, родился сын, которого назвали Константином.

Когда Константин Егорович во всем признался жене, она не простила измены. Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». Долгое время Юлия Павловна наказывала неверного мужа, не давая ему развода и требуя огромную сумму. Все это было настоящей драмой для семьи. Сергей Маковский впоследствии признавался, что так и не смог до конца простить отца…

Тем временем у художника появился второй незаконнорожденный ребенок – дочь Ольга, следом родилась дочь Марина. Маковский обзавелся недвижимостью в Париже, оборвал все связи с женой и уже взрослыми детьми от прежнего брака.

Алексей Суворин записал в своем дневнике в мае 1893 года о визите к нему Константина Маковского: «Маковский 3 месяца был в Америке. Говорил, имя его там хорошо известно… Говорил о своем разводе. Жена его требует 9000 руб. пенсии. Он отдал ей две картины – «Невесту» и «Вакханалию» и говорил, что у нее есть 100 т. руб., так как все деньги он отдавал ей. Вид его не блестящий, немножко конфузится…».

Спустя три года Константин Маковский снова фигурировал на страницах дневника Суворина: «Встретился с Маковским (К. Е.) и его женой (новой). Он думает взять, т.-е. желал бы взять 100 000 руб., говорит, что картина ему стоила 35 000 (жена его говорит: «нам стоила»). Он сказал мне, что, наконец, Юл. Павл. соглашается на развод за 40 000 руб. Он не может говорить о ней без негодования. «Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын – другое дело. Ведь она до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!».

В феврале 1897 года Суворин записал в дневнике: «Завтракал у К.Е.Маковского. Было человек 30. Жена его называет не иначе, как Константин Георгиевич. Выносили детей, даже 3-месячного младенца, на руках у мамки. Девочка обошла всех, и все целовали ее ручку, а мальчик тоже всех обошел и подставлял свою щеку для поцелуя. Может быть, это превосходно, а, может, и не надо».

Только в 1898 году, когда Маковскому было уже почти 60 лет, он смог выплатить деньги, которые требовала вторая жена, и до конца жизни обязался ее содержать. А в его третьем браке вскоре родился четвертый ребенок…

В 1902 году художник составил завещание, по которому все права на его имущество и картины переходили к Марии Матавтиной-Маковской и ее детям.

Константин Маковский с третьей женой – Марией Матавтиной

 

ЖЕРТВА ТРАМВАЯ

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин. Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», – говорил о себе Константин Маковский.

Действительно, он был одним из самых модных и дорогих портретистов России второй половины XIX – начала ХХ века. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II – «мой живописец». Его знали как автора множества исторических полотен и портретов, принесших ему громадную известность.

Как вспоминал Сергей Маковский, обаяние отца, его «простодушие, незлобивость, улыбчивая общительность, талантливость щедрая и веселая открывали перед ним все двери». Однако финал жизни Константина Егоровича оказался трагичным и нелепым. Художник стал жертвой банального дорожно-транспортного происшествия в самом центре Петрограда, случившегося поздним сентябрьским вечером 1915 года.

Пролетка, в которой он ехал, столкнулась с трамваем, опрокинулась, и художника выбросило на мостовую. Врачи считали состояние художника очень тяжелым: он получил рану головы, ушибы тела и сотрясение мозга. Дорожное происшествие случилось в ночь на 16 сентября, а в шесть часов вечера 17 сентября Маковский скончался на руках жены и двух дочерей…

Художник Иван Вельц, в гостях у которого Маковский провел последний вечер, рассказал, что тот был в прекрасном расположении духа: как всегда, шутил и балагурил. Художник только что вернулся из своего имения в Тульской губернии, откуда по обыкновению привез много этюдов, и готовился к выставке. Он хотел устроить аукцион картин в пользу беженцев – шла Первая мировая война. А в мастерскую он направлялся, чтобы заканчивать картину «Как кормят на лавре».

«Вот что фатально, – сказал Вельц, – Константин Егорович всегда боялся трамвая, точно он предчувствовал, что трамвай будет причиной его смерти. Ему гораздо удобнее было от меня поехать на трамвае, но он предпочел взять извозчика. Такова судьба!»…

Нелепая смерть известного художника просто не укладывалась в голове. Ведь, несмотря на преклонный возраст, он отличался цветущим здоровьем и всегда выглядел бодрым, энергичным и жизнерадостным. Говорили, что он стал жертвой черствости и равнодушия. В прессу просочились подробности того рокового «дорожного переплета». По словам очевидцев происшествия, смерть художника стало результатом того, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.

Как рассказала концертная певица Сахновская, которая оказалась случайной свидетельницей трагедии, «проходило время, а несчастный, без всякой помощи, продолжал, окровавленный, лежать на мостовой в грязи. Каждая минута была дорога, а городовые, вместо того, чтобы вызвать санитарный автомобиль или послать за носилками, преспокойно записывали номер и фамилию вагоновожатого и пререкались с дворниками, выясняя, кому из них следует везти тело в участок. Так как катастрофа произошла на перекрестке, то спорили о том, к району какого дворника он относится».

Вдова художника была потрясена рассказом Сахновской и объявила, что даст ход этому делу. «Такое зверство нельзя оставлять безнаказанным», – заявила она… Однако, по всей видимости, доказать ей ничего не удалось.

После смерти художника вдова провела аукцион, в результате которого было выручено 285 тысяч рублей. Весной 1916 года она приобрела имение, в котором намеревалась устроить фамильный склеп, в который собиралась перевезти прах супруга. Революция помешала этим планам… Мария Алексеевна пережила супруга всего на четыре года, она скончалась в 1919 году. Все дети Константина Маковского от второго и третьего браков эмигрировали…

Комментарии
0
Рекомендуем:
25 апреля Петербуржцам показали, как высокоскоростные поезда будут отправляться с Лиговского проспекта
Новости Ленинградской области
25 апреля Программа долгосрочных сбережений
Новости Ленинградской области
25 апреля Субботник на карте, наяву и в «цифре»
Новости Ленинградской области
25 апреля Ленобласть встречает май спортивно
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
^