В Дмитриев день (8 ноября), как и накануне, принято поминать усопших. Если этот день был холодным и снежным, то и весну ждали такую же. «Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу». Багряная заря предвещала сильный ветер, а запотевшие окна – наступление холодов.
9 ноября – Зарок на Параскеву – канун дня святой Параскевы. В этот день давали обеты – обещания выполнить какую-либо работу или сделать какое-либо нужное дело. Считалось, что за выполнение такого обета Параскева, могла осуществить заветное желание или послать здоровье близким людям. Если же в дом приходило несчастье, нужно дать зарок и, выполнив его в полном молчании, на следующее утро пойти в церковь и помолиться святой Параскеве, попросить ее помощи. Тогда беда должна уйти.
10 ноября – Параскева-Пятница, Бабья заступница. Неделю, на которую приходится день Параскевы, называют Пятницкой неделей. Параскева-Пятница считается «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ее девушки спрашивают, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и у нее просят в этом помощи: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Параскева – помощница в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось также стирать белье и прясть нитки.
Святую Анастасию считают заступницей овец, а святого Аврамия – покровителем овчаров. Их день 11 ноября. Пастухов на Аврамия принято угощать всей деревней. В это время стригли овец. Овечью шерсть пряли, а из ниток вязали теплые носки и варежки либо ткали теплые ткани для зимней одежды.
На Зиновия и Зиновию (12 ноября) отмечали праздник рыбаков и охотников. В этот день ходили за зайцами и нужно было непременно поймать хотя бы одного, чтобы охота на протяжении всего года была удачной. Такого зайца называли именинным. И рыбаки на Зиновия отправлялись на лов. Если сети приходили полными, улов непременно отмечали пирушкой на берегу реки. Кроме того, этот день называют Синичкиным праздником, так как именно к Зиновию прилетают птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Если синицы целыми стайками появлялись у дома – к скорым холодам. Если синица свистит – к ясному дню, если пищит – к ночному морозу.
На Спиридона и Никодима (13 ноября) переводили кур в зимние закуты, отмечали старых и слабых, выбирали птицу на убой. Ну и, конечно, готовили разные блюда из курятины: запеченную или фаршированную курицу, котлеты из куриного фарша, курники – пироги с начинкой из куриного мяса. Охотники также на Никодима и Спиридона выходили на заячью охоту по свежему снегу.
На Кузьму и Демьяна (14 ноября) доигрывали последние свадьбы. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей. Кузьминки были еще и молодежным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур. В этот день справляли «курьи именины». Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете – кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными. Если Кузьминки выдавались снежными – весной будет большой разлив рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.