В Иванов день (1 ноября) провожали осень и встречали зиму. Он так и называется – Проводы осени. С этого времени начинаются настоящие морозы. Если в Иванов день идет снег и холодно, то и весну надо ждать позднюю и холодную, а если случилась оттепель – следующая весна должна быть теплой. На Ивана баламутит конюшенный домовой: треплет гривы кобылам, подымает на дыбы жеребцов, лошадям давали отдохнуть. А вот курам было не до веселья – в этот день было принято резать кур и на стол подавали жареную курицу, лапшу на курином бульоне, курники.
Святого Артемия, чей день отмечают 2 ноября, молят об избавлении от случайной смерти. Артемия почитают своим покровителем военачальники и атаманы. Считается, что человека, рожденного в этот день, защищает мать-волчица и он близок по духу лесным зверям и птицам: «Волчий корень ему покорен. Волчье лыко – его улыбка». К деревням начинали приближаться волки. И если волки выли на Артемия – к морозам. На Артемия квасили капусту.
Если на Илариона (3 ноября) снег ляжет на сырую землю и не растает – значит, весной рано зацветут подснежники. Если же снег выпадет на мерзлую почву – в следующем году можно ждать хорошего урожая хлеба.
4 ноября – Казанская, день чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С этого дня ждали наступления морозов. Если осенью снимали хороший урожай, то готовились к суровой зиме. Если же на Казанскую пойдет дождь, то ожидали скорого наступления зимы. К Казанской приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет». Если девушку замуж никто не звал, она на Казанскую вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, покрытый инеем. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов. Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и встречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы, пекли пироги, блины и созывали гостей на пивные праздники.
На день Якова (5 ноября) играли «пчелиные игры» – подражали жужжанию пчел и ели мед. Чем больше меда съест хозяин и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше меда удастся собрать следующим летом. На Якова старались закончить заготовку дров на зиму. Яков считается покровителем любой мужской работы: делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую. В этот день «закармливали» землю: разламывали вчерашний пирог, оставшийся от праздника Казанской иконы, и раскидывали куски по ниве, подкармливая птиц, чтобы они своим чириканьем успокоили землю и упросили ее дать хороший урожай на следующий год. Справляли последние осенины – проводы осени. Если в этот день падал второй снег, был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето – урожайным. Если же выпадал мелкий, твердый снег – «крупа» – то зиму ждали с Матрениного дня (22 ноября).
6 ноября – Скорбящая Божья Мать, Светец. С этого дня начинались зимние девичьи посиделки: девушки занимались рукоделием, а одновременно пели или беседовали. В этот день молились иконе Скорбящей Божьей Матери и просили ее избавить от скорби и болезней.
На Дедовские плачи (7 ноября), вся природа плачет – дождем или снегом. В этот день вспоминают умерших родственников и друзей, ходят на кладбище, приводят в порядок могилы, зажигают церковную свечу. Дома накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.