Главная Истории любви Княжна Леонилла и прощенный декабрист

Княжна Леонилла и прощенный декабрист

В начале 1834 года поэт князь Петр Андреевич Вяземский писал: «На петербургском небосклоне загорелась новая звезда: княжна Леонилла Барятинская, звезда не жгучая, несколько холодная, но всеобъемлющая репицами – лучами. Приедешь и запутаешься в них»…

Леонилла Витгенштейн. Картина художника Франца Ксавера Винтерхальтера, 1843 г.

 

«НАСКОЛЬКО Я БЫЛА ДАЛЕКА ОТ ПРЕДСКАЗАНИЯ»

Ее отец князь служил в Екатеринославском гусарском полку, был адъютантом князя Потемкина, а позже русским послом в Лондоне и Мюнхене. В 1812 году он вышел в отставку и уехал в свое имение в селе Ивановском под Курском, где задумал ввести сельское хозяйство, применив европейский опыт. Там он построил усадьбу Марьино, где прошли детские и отроческие годы Леониллы.

«Это случилось в 1825 году вскоре после смерти моего отца, – вспоминала впоследствии княжна. – Вся семья собралась в усадьбе Ивановское под Курском, когда стало известно о желании императора Александра I нанести визит моей матери.

Эта новость сразу стала великим событием в жизни нашей фамилии. Прибыл Император. Я все помню, как будто это было вчера. Мать спустилась, чтобы принять императора внизу в начале подъема на парадную лестницу. Нас – всех семерых детей – разместили у входа в салоны по старшинству: старшему было одиннадцать лет, а самому маленькому – 2 года. Мать представила нас Его Величеству, который, как бы играючи, спрашивал у каждого из нас его имя и возраст.

Мы нашли императора великолепным. Он был высок, чрезвычайно обходителен и красив лицом. Все это нас очаровало. Обед в честь Императора был дан в цветущей теплице, связанной с гостиной через большой открытый крестообразный салон. Именно в этом салоне и перед этим крестом мы разместились; чтобы с легкостью созерцать Государя, пока он, наслаждаясь, передавал нам плоды и угощения, «приправленные» самыми ласковыми словами. Его сопровождали два генерала – князь Волконский и граф Сайн-Витгенштейн Берлебургский, дядя моей матери, приехавший из Германии, как живая иллюстрация героизма в наполеоновских войнах. Насколько тогда я была далека от предсказания, что однажды я выйду замуж за его старшего сына…».

Леонилле Барятинской было тогда девять лет. А как только ей исполнилось шестнадцать лет, мать отвезла ее в Петербург и представила к царскому двору.

«Императрица Александра сразу продемонстрировала мне свое особое расположение, и я ответила ей привязанностью, которой никогда не изменяла, – вспоминала потом Леонилла Барятинская. – При Дворе вечера и праздники сменяли друг друга, поражая блеском и несравненным великолепием. Я помню, что участвовала в процессии, сопровождающей Суверенов в Театр Эрмитаж.

Некоторое время спустя я принимала участие в том, что мы решили назвать сумасшедшими днями карнавала! Поездки на санях, русские горки, игры в снежки, обеды и ужины непрерывно следовали друг за другом в течение недели. Мы с моими спутницами, танцуя, неоднократно носили с собой белые атласные туфли, т.к. в случае чего мы были обязаны иметь новые».

«Леонилла, будущая княгиня Витгенштейн, была очень привлекательна, но ее красота была земная», – вспоминала великая княгиня Ольга Николаевна, дочь Николая I, сравнивая ее с сестрой Марией, которая «походила на ангела».

В 1834 году в Барятинскую влюбился князь Александр Трубецкой и посватался к ней. Личностью он был весьма примечательной: вместе с несколькими кавалергардами он входил в близкое окружение императрицы Александры Федоровны, был ее компаньоном в прогулках и катаниях на санях. Она даже называла их «мои четыре кавалергарда». Князь Трубецкой был ее фаворитом, в письмах императрицы к графине Софье Бобринской, он фигурировал под кличкой «Бархат».

«ОНОЕ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

Княжна Барятинская, впрочем, не ответила на ухаживания князя Трубецкого и вышла за двоюродного брата своей матери – князя Льва Петровича Витгенштейна. Его отец фельдмаршал Петр Христианович Витгенштейн был известен как «спаситель Петербурга» от нашествия Наполеона: отпор, полученный французами от войск отдельного 1-го пехотного корпуса, которым командовал Витгенштейн, в сражениях при Клястицах и Полоцке в июле и октябре 1812 года, заставил Наполеона отказаться от мысли наступать на столицу России.

Лев Петрович Витгенштейн

 

Правда, долгое время имя Витгенштейна было в тени Кутузова и других великих полководцев. Можно проще сказать – было забыто. Почему? В том числе и потому, что когда отмечалось столетие войны 1812 года, центром празднования стало Бородино, и это очень четко расставило акценты. Бородинская битва была обозначена как ярчайшее и главное событие войны 1812 года. Эта линия фактически продолжается и сегодня.

Только пять лет назад памятник Петру Витгенштейну установили в Сиверской, где ему принадлежали земельные владения. К двухсотлетию войны 1812 года в Сиверском заложили первый камень в основание будущего памятника полководцу. Средства на строительство собирали жители и дачники Сиверского, гости и друзья, местные предприниматели. Организовали даже «кружечный сбор» в поселковых магазинах…

Впрочем, мы отвлеклись. Свадьба Льва Витгенштейна и княжны Барятинской состоялась 28 октября 1834 года в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии всей императорской фамилии во главе с самим государем Николаем Павловичем.

В свете этот брак восприняли по-разному. Многим было известно – слухи ходили при дворе, что замужеству Барятинской с князем Львом Витгенштейном предшествовала его скандальная связь с женой князя Александра Аркадьевича Суворова, вызвавшая недовольство императрицы Александры Федоровны и вынудившая ее лично подыскать Витгенштейну жену в лице княжны Барятинской.

В дневнике Александра Сергеевича Пушкина в 1834 году можно встретить запись: «В городе много говорят о связи молодой княгини Суворовой с графом Витгенштейном. Заметили на ней новые бриллианты, – рассказывали, что она приняла их в подарок от Витгенштейна (будто бы по завещанию покойной его жены), что Суворов имел за то жестокое объяснение с женою etc. etc. Все это пустые сплетни: бриллианты принадлежали К-вой, золовке Суворовой, и были присланы из Одессы для продажи. Однако неосторожное поведение Суворовой привлекает общее внимание. Царица ее призывала к себе и побранила ее, царь еще пуще. Суворова расплакалась… Суворова очень глупа и очень смелая кокетка, если не хуже».

Лев Витгенштейн был человеком, можно сказать, трагической судьбы. Его блестящая военная карьера остановилась в 1826 году, когда вскоре после бунта на Сенатской площади власти вычислили его участие в Союзе Благоденствия и Южном обществе. Используя служебные поездки из Петербурга в Тульчин, он исполнял роль связного между Северным и Южным обществами. Декабрист князь А. П. Барятинский признался, что в 1820 году привлек графа Витгенштейна к Союзу благоденствия и они оба следили за его отцом, Петром Христиановичем Витгенштейном, а информацию передавали Павлу Ивановичу Пестелю.

Сам Лев Витгенштейн пояснил, что в 1820 году, действительно, вступил в тайное общество, поскольку его целью было благодеяние. Принимал в нем малое участие, после 1821 года отошел от него и впоследствии «твердо полагал, что оное больше не существует». Только благодаря вмешательству его влиятельного отца делу не дали хода. В 1828 он уволен от службы, правда, с награждением чином полковника, в 1834 стал и вовсе стал светлейшим князем.

К тому времени он был очень богат – благодаря своей первой жене Стефании Радзивилл, наследницы несвижских Радзивиллов. Их свадьба состоялась в апреле 1828 года в Большой церкви Зимнего дворца, посаженной матерью выступала сама Мария Федоровна. Император Николай I не явился на церемонию венчания – все по той же причине, из-за участия графа Витгенштейна в заговоре декабристов, чем сильно обидел молодых.

Лионилла Витгенштейн с дочерью Антуанеттой

 

Брак их просуществовал недолго: после родов у Стефании обнаружились признаки скоротечной чахотки. Врачи предписали лечение, Витгенштейны уехали в Эмс, однако Стефании это не помогло, и 26 июля 1832 года она умерла, оставив супругу двоих детей. В память о супруге Лев Витгенштейн возвел над ее могилой в Дружноселье под Гатчиной, купленном в 1826 году для него отцом, по проекту знаменитого архитектора Александра Брюллова он построил костел…

В дачном поселке Новое Дружноселье, который создавался в начале ХХ века на землях Витгенштейна, существовали названия улиц в честь владельцев земли. Так, Фельдмаршальская улица (ныне Республиканская) именовалась в часть самого Петра Христиановича Витгенштейна, Львовская – в честь его сына, унаследовавшего имение.

«БУДУЩЕЕ НАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ»

Выйдя замуж за адъютанта царя, княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн блистала при дворе Николая I. Однако это все равно не спасло ее супруга от монаршей немилости. Царь все никак не мог забыть, что Лев Петрович был причастен к заговору декабристов. Кроме того, царя смущало обширная собственность прусского гражданина на западной границе России от Литвы до Черного моря.

Молодой чете пришлось переехать в Германию, однако княгиня предпочитала всему Париж и Рим. В Париже она содержала известный салон и вела весьма активную общественную деятельность.

В 1848 году семья оказалась в Париже, где ее застала французская революция. Леонилла Ивановна с балкона своего дома наблюдала за тем, как охрана, стоявшая у ворот королевского дворца Тюильри, снимала форму, бросала оружие и разбегалась. Особенно потрясло ее зрелище бегства короля Луи-Филиппа Орлеанского и его семьи, которые в спешке пересекали сад, чтобы сесть в карету, которая должна была отвезти их в изгнание.

Во время революции 1848 года она перебралась в Берлин. Там она вместе со своей подругой императрицей Августой пыталась бороться с канцлером Германии Бисмарком, чтобы предотвратить франко-прусскую войну.

Лев Петрович Витгенштейн, будучи наследником колоссального состояния Радзивиллов, в 1848 году приобрел в Пруссии развалины родового замка Сайн и построил рядом с ними новую резиденцию в романтическом стиле неоготики.

Первые годы брака для Леониллы Ивановны были счастливыми, но затем началось охлаждение, постепенно она отдалилась от мужа. В 1851 году в Риме она приняла католицизм.

В своих мемуарах бывшая фрейлина русского императорского двора Александра Осиповна Смирнова писала, что со временем жизнь Витгенштейнов в замке Сайн стала напоминать сумасшедший дом. Княгиня ходила в черном платье, с распущенными волосами с большим крестом на спине, временами впадая в мнимую экзальтацию. И будто бы она закрутила роман с гувернером-французом, а ее муж поселил во флигеле замка любовницу-немку.

В 1861 году лет король Пруссии даровал семейной чете титул князей Сайн-Витгенштейн-Сайн, что, по словам Александры Осиповны Смирновой, «понравилось тщеславной Леонилле Ивановне, и она превратилась в совершенную пруссачку».

В 1866 году князь Лев Витгенштейн умер. «Так кончилась эта супружеская жизнь, начатая притворною любовью, перешедшая на короткое время в равнодушие, а потом в дружбу», – замечала мемуаристка Смирнова.

После смерти мужа Леонилла Ивановна поселилась в Швейцарии. Несмотря на свой преклонный возраст, она внимательно следила за событиями в России и в Европе. В своих воспоминаниях, вышедших в 1907 году в Париже, она писала, что «с грустью наблюдает за мучительными перипетиями царствования Николая II и предосудительными крайностями революции».

Будучи по воспитанию и убеждениям монархисткой, она считала, что русский народ должен сплотиться вокруг веры и государя. Но она прекрасно видела, что страна находится «посреди хаоса безумия», когда вряд ли «будут услышаны голоса кучки смелых людей». Не случайно в предисловии к воспоминаниям она отмечала: «Будущее нам не принадлежит, обратим взгляд на прошлое».

Последние годы княгиня посвятила благотворительности. Она прожила чуть больше ста лет и покинула сей мир 1 февраля 1918 года. Ее дочь Антониетта вышла замуж за князя Марио Киджи Альбани и тоже занималась благотворительностью. Антуанетта, тяжело болевшая в последние годы жизни и передвигавшаяся в кресле-коляске, умерла спустя несколько месяцев после матери.

Комментарии
0
Рекомендуем:
17 апреля 21 апреля – День местного самоуправления
Власть
17 апреля Сергей Мухин: Жители поддержали курс на укрепление единства народа
Новости Ленинградской области
17 апреля После солнышка в четверг… ждем весенний снегопад
Власть
17 апреля Как подружить автобус с электричкой?
Власть
17 апреля О комфорте для инвалида
Власть
17 апреля «Школьные» вопросы из Усть-Луги
Власть
17 апреля «Мы прооперируем педагога из Енакиево у нас»
Власть
17 апреля «Дайте воду деревне Липки!»
Власть
17 апреля «Единственная надежда – на вашу помощь»
Власть
17 апреля Течет река Фенолка…
Новости Ленинградской области
17 апреля В Ленобласти появится «Парк северных животных»
Новости Ленинградской области
17 апреля Жизнь на воде
Криминальные вести
17 апреля Задержан замглавы Василеостровской администрации при получении взятки
Новости Ленинградской области
17 апреля Говорят, не повезет, если темный лось дорогу перейдет
Дорогие мои старики
17 апреля «Не расталкивайте коляской людей!»
Дорогие мои старики
17 апреля «От такой навязчивой заботы у меня помутился рассудок»
Дорогие мои старики
17 апреля «Меня оставили без денег, жилья и земли!»
Подворье
17 апреля Апрельские заботы – садовые работы
^