Главная Люди и судьбы Измена голландского бомбардира

Измена голландского бомбардира

История весьма примечательная. Конец XVII века, молодой и амбициозный царь Петр Алексеевич затеял войну против Османской империи и осадил Азов. Военные действия шли с переменным успехом и, казалось, достаточно еще поднажать, чтобы переломить ситуацию. Но случилось коварное предательство: к туркам перебежал голландский пушкарь на русской службе Якоб (в России его называли Яковом) Янсен. Пользуясь его указаниями, турки устроили внезапную вылазку, застали русских врасплох, захватили девять пушек и убили около пятисот солдат…

Взятие крепости Азов в 1696 году. Гравюра Монталегре конца XVII в.

 

ВЫЛАЗКА В СОННЫЙ ЧАС

Подготовка к походу на Азов, который был важным стратегическим пунктом – ключом к Азовскому морю, велись в обстановке строгой ceкретности. В начале 1695 гoда думный дьяк объявил всем стольникам, стряпчим, дворянам московским, гopoдовым и жильцам – чтоб они собирались со своими дружинами в Белгороде и Севске к боярину Борису Петровичу Шереметеву, чтобы воевать против извечного врага – крымского хана. Об Азове в целях секретности не было сказано ни слова.

Чуть позже полки нового строя – Преображенский, Семеновский, Бутырский и Лефортов, а также московские стрельцы выступили под Азов. К отражению русского войска там были готовы: за несколько лет турки превратили Азов в грозную крепость, с каменными стенами и башнями, бастионами и внутренним замком, окруженную валом и рвом. Выше по течению Дона, верстах в трех от города, турки возвели две каменные каланчи, перегородив реку цепью.

Чтобы облегчить снабжение армии, казаки вместе со стрельцами овладели каланчами и праздновали победу.

В романе Алексея Толстого «Петр Первый» читаем: «Дни стояли знойные. К полудню люди бродили, как вареные, ища тени. Не хотелось драться, никакой не было злобы… Косматое солнце заливало нестерпимым жаром… По стародавнему обычаю, после обеда все в лагере ложились отдыхать, – засыпали, храпела русская армия от генерала до кашевара. Клевали носом часовые.

В такой сонный час пропал бомбардир голландец Яков Янсен. Первым хватился его Петр, когда во втором часу вылез из землянки, зевая и щурясь от белого света. Давеча собирались сшибить тремя бомбами минарет. Янсен поспорил, что сшибет…

Обыскали весь лагерь. Один солдат сказал, будто видел, как один человек в красном кафтане, с мешком, с вещами, бежал к крепости. Петр сгоряча дал солдату в зубы. Но, действительно, в землянке вещей Янсена не оказалось. Перекинулся к туркам? Велено было наутро по всем полкам сказать анафему проклятому голландцу. Гордон, весьма обеспокоенный предательством, потребовал созвать консилий и заявил, что в лагерях Головина и Лефорта оборонительные работы ведутся спустя рукава, беспечно, между лагерями ходов сообщения нет, и, буде турки сделают вылазку, – кончится это бедой»…

В итоге имен так и случилось. Вскоре, в знойный полдень, когда русский лагерь погрузился в послеобеденный (этому обычаю русские не изменяли даже во время военных походов), турки незаметно подползли к неоконченным траншеям и внезапно набросились на сонных стрелецких часовых. Именно это самое слабое место в расположении русских войск указал Яков Янсен.

Один из стрельцов был убит, другой с воплем побежал к 16-пушечной батарее Якова Гордона, сына генерала. В ожидании подкрепления Гордон-младший трижды отбивал турок, но был всеми оставлен и, будучи раненым, едва сумел избежать плена. В конце концов отец сумел прийти на выручку сыну, остановил бегущих. Нo и к туркам подошло подкрепление. Внезапно развернувшись, янычары бросились на стрельцов Бутырского полка и обратили их в паническое бегство.

Гордон-старший с трудом снова собрал их, однако никакими средствами не смог повести в атаку, пока не подошли гвардейские полки. После трехчасовой схватки русские все-таки вернули артиллерийскую батарею, но турки увезли с собой несколько орудий, а остальные заклепали.

Царь Петр, вне себя от гнева, объявил строгий выговор всем стрелецким полковникам. Гордон же считал, что многие, в том числе и царь, все еще не поняли разницу между потешными играми и войной. Он записал в своем дневнике: «Все шло так беспорядочно и небрежно, что мы как будто шутили, вовсе не думая о важности дела».

Петр Великий. Портрет работы Адриана ван дер Верффа, 1690-е гг.

 

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ГОЛЛАНДЕЦ?

Коварное предательство Янсена буквально ошеломило Петра. Ведь этот голландский матрос был принят в русскую службу самим Петром еще в Архангельске, и он так пришелся по нраву царю, что под Азовом состоял при нем практически неотлучно и был посвящен во все планы русского командования.

В различных источниках Яков Янсен значится то моряком, то инженером, то артиллеристом. Царя взбесило двойное предательство: не только присяге, но и вере. Дело в том, что Янсен, ради карьеры перекрестившийся в православие, с такой же легкостью принял в Азове мусульманство…

Спустя несколько недель после этого инцидента русские войска предприняли генеральный штурм крепости, но турки его отбили. В сентябре стали готовиться к новому штурму, начали вести подкопы, заложили в них порох, но когда последовал взрыв, погибло много своих же. В конце сентября осаду было решено снять. Когда русское войско отступало, то немало людей потонуло в Дону от разлива реки, а когда пришлось двигаться через безлюдную степь до Валуек, первого русского города на южной оконечности русского государства, то много воинов погибло от голода и ранней зимы.

Так что первый серьезный поход Петра против Османской империи кончился неудачей. Списали его на измену Якоба Янсена…

Тем не менее, первая неудача не повергла Петра в уныние, напротив, только подхлестнула его. Было реорганизовано управление войсками, подготовлен флот. На следующий год, 1696-й, лодки для войск (галеры и брандеры), изготовленные в Москве, перевезли в разобранном виде в Воронеж. Первая спущенная на воду галера получила имя «Принципиум». Капитаном на ней стал Петр Алексеев (то есть сам Петр I), а команду составила рота Морского регимента из солдат Преображенского полка. Также под Воронежем было построено много вспомогательных судов.

СДАЛИСЬ НА МИЛОСТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ

Азов осадили со всех сторон, причем русская флотилия сделала все, чтобы турецкий флот мог помочь осажденным. 17 июля малороссийские и донские казаки пошли на приступ. И хотя город они взять не смогли, турки, опасаясь возобновления штурма, на следующий день сдались. Ворота азовской крепости распахнулись, из них вышел парламентер – старик-турок Кегай-Мустафа Карыбердеев. Посланник направился к месту расположения лагеря генерала Головина, чтобы передать ему письмо на имя главнокомандующего русской армии Алексея Шеина.

Турки сообщали, что они согласны сдаться на тех условиях, какие были указаны в послании русского командования, пущенном в азовскую крепость на стреле. Турецкое командование просило лишь о том, чтобы в Азов было направлено вновь такое же письмо и при этом скрепленное боярской печатью. Кегай-Мустафа устно особенно просил согласия русского командования на то, чтобы выпустить турок с женами и детьми.

Шеин немедленно направил в Азов письмо с печатью, которое было доставлено туда донским казаком Самариным. Русское командование подтверждало ранее данное обещание пощадить турок и разрешить им с семьями свободный выход из Азова.

Вскоре в лагерь русских явился турецкий военачальник бей Гассан Арасланов для уточнения условий сдачи. Азов переходил в руки русских со всеми его орудиями и боевыми припасами. Туркам разрешалось покинуть Азов в полном личном вооружении со своими семьями и имуществом. Русское командование согласилось также перевезти турок на русских судах до устьев Кагальника. Турки освобождали всех пленников, а также выдавали бежавших в Азов «охреян», или раскольников, если они еще не приняли магометанства.

О судьбе предателя Якоба Янсена разговор был отдельный. Турецкое командование доказывало, что он перешел в магометанство (как значилось в русских документах того времени – «обасурманился»), состоит в рядах турецких янычар и потому выдаче не подлежит. Но для Петра выдача изменника была делом принципиальным. Он обязал воеводу Шеина безоговорочно настоять на выдаче Янсена.

Тогда Шеин пригрозил прервать мирные переговоры и возобновить штурм крепости. Турками пришлось пойти на уступки. Янсена доставили связанным в русский лагерь. Вместе с ним приволокли еще несколько перебежчиков. Их отправили на казнь в Черкасск – врагам православной веры не могло быть никакой пощады. А Янсена заковали в кандалы и повезли в Москву.

В письме князю Федору Ромодановскому, главе Преображенского приказа розыскных дел, Петр сообщал: «Известно вам, государю, буди… понеже вчерашнего дня… азовцы, видя конечную тесноту, здались; а каким поведением и что чево взято, буду писать в будущей почте. Изменника Якушку отдали жива»…

Миниатюра «Взятие Азовской крепости и выдача турками Яшки (Якова Янсена), голландского матроса-ренегата»

 

НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ХУЖЕ ИЗМЕНЫ

Торжественный въезд в Москву русских победителей над турками состоялся 30 сентября 1696 года. На триумфальных воротах была выведена крупная надпись: «Бог с нами, никто же на ны. Никогда лее бываемое». Парящая фигура Славы держала в одной руке лавровый венок, а в другой масличную ветвь. Внизу надпись: «Достоин делатель мзды своея».

В память взятия Азова в 1696 году были выпущены медали. На лицевой стороне одной из них был изображен Петр I с надписью: «Петр Алексеевич, повелитель московской, присно прираститель». На оборотной стороне была изображена бомбардировка Азовской крепости, надпись гласила: «Молниями и волнами победитель», внизу была дата «1696».

В ходе торжественного въезда победителей в Москву толпе продемонстрировали изменника-голландца – в огромной, карикатурных размеров чалме. Якоба Янсена провезли по первопрестольной, закованного в цепи, под виселицей с петлей на шее и с надписью, гласившей об его измене и отступничестве. Потом его предали мучительной казни колесованием, предварительно его высекли кнутом.

Смысл казни был очевиден: нет преступлений хуже предательства. В России, в отличие от других стран Европы, такой вид казни, как колесование, применялось довольно редко. Оно состояло в том, что преступнику перемалывали кости с помощью колеса. Жестокое наказание Янсена, с точки зрения Петра, должно было успокоить своих и предупредить иностранных специалистов: если уж присягнули русскому царю, то слово держите!..

Тем более что царь, несмотря ни на что, продолжал делать ставку на привлечение в Россию иностранных специалистов. Страна нуждалась в квалифицированных «мозгах». И эта политика оправдала себя: Россия, действительно, в кратчайший срок сделала мощный рывок в своем развитии. И даже на предательство голландца Якова Янсена, Петр не оставил своих симпатий к Голландии.

Уже в 1697 году он отправился в Европу в составе так называемого «Великого посольства» – официальной делегации, посланной к европейским дворам с дипломатическими целями. Царь объездил пол-Европы, но именно Голландию, одну из самых развитых и богатых европейских держав того времени, мечту его юности, Петр избрал главной целью своего путешествия. Его первыми учителями в морском деле и ремеслах были голландцы, голландский – единственный иностранный язык, который Петр хорошо знал. Именно в Голландию он посылал из России «многое число людей благородных», чтобы они научились строить корабли и дома, отливать пушки и лечить людей, производить сложные математические вычисления и писать законы. Царь не хотел отставать от них в «оных искусствах», и поэтому, как он писал позднее, «сам воспринял марш в Голландию»…

Что же касается воеводы Алексея Шеина, то он за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом, заодно получив вотчину, драгоценный кубок и специально отчеканенную золотую медаль.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
29 марта Парки уходят на каникулы
Новости Ленинградской области
29 марта Гадюки проснулись!
29 марта 29 марта – День Партизанской славы
Власть
29 марта Сергей Бебенин: «Если мы хотим жить спокойно, силовики должны быть обеспечены»
Здоровье
29 марта Спортивные выходные в Ленобласти: встречаем апрель на старте!
Новости Ленинградской области
29 марта Символ мечты, надежды и любви, которые разрушила война
Новости Ленинградской области
29 марта Новый эталон школы
Новости Ленинградской области
29 марта С заботой о будущих родителях
Здоровье
29 марта Когда наука дружит с медициной
Власть
29 марта Сергей Коломыцев: «Равнодушных в Сертолово нет»
Власть
29 марта Вера Пыжова: «Коммунар абсолютным большинством отдал голоса за действующего Президента»
Криминальные вести
29 марта Жителя Сланцев подозревают в убийстве местного таксиста
Криминальные вести
29 марта Пешеход дважды попал под колеса на трассе «Пески-Сосново-Подгорье»
Криминальные вести
29 марта Нетрезвого жителя деревни Нурма задержали в Шапках за стрельбу
Криминальные вести
29 марта Житель Нового Девяткино явился в полицию с повинной
Криминальные вести
29 марта Выстрел в ногу за место на парковке
Криминальные вести
29 марта Жительницу Волхова подозревают в организации борделя в Выборге
Криминальные вести
29 марта Пенсионерка стала пособницей мошенников, грабивших других пенсионеров
^