Со стороны органов власти полномочиями по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды наделены Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Комитет государственного экологического надзора, Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, а также Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Эти органы власти являются ответственными исполнителями государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области (2018-2024)» и осуществляют деятельность, связанную с государственным экологическим мониторингом состояния окружающей среды; восстановлением водных объектов; государственной экологической экспертизой объектов регионального уровня; сохранением природных систем Ленинградской области, в том числе особо охраняемых природных территорий; созданием условий для рационального и эффективного использования лесов и сохранения биологического разнообразия; снижением негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; экологическим просвещением населения и развитием взаимодействия с институтами гражданского общества.
На прошедшем в марте этого года ежеквартальном заседании общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области в очередной раз была поднята тема о необходимости разработки и реализации единой для двух взаимозависимых субъектов Санкт-Петербург и Ленинградская область концепции обращения с отходами путем отказа от складирования отходов и налаживания их сортировки и переработки, исключая прямое сжигание отходов. С этой целью было создано АО «Невский экологический оператор», которое займется этими вопросами.
Также на заседании было подчеркнуто, что одним из важных вопросов, актуальных для 47-го региона, остается необходимость развития системы очистных сооружений. Для достижения указанной цели в Ленинградской области реализуется федеральный проект «Чистая вода», согласно которому за два года «Леноблводоканал» установит в регионе 108 модульных очистных сооружений для очистки питьевой воды и более тридцати – для очистки сточных вод.
Было отмечено и уменьшение количества крупных свалок мусора на территории Ленинградской области, расширение географии экологичной сортировки мусора, а также эффективность привлечения эковолонтеров для очистки территорий и организации раздельного сбора мусора.
В целом опыт работы в разных районах Ленинградской области показал, что степень уборки и сортировки мусора и многих других вопросов, связанных с экологией региона, зависит не только от организационных мероприятий, но и от уровня сознательности и гражданской активности местных жителей. Совместная работа и ответственное отношение властей и населения – ключ к сохранению природы и экологической чистоты Ленинградской области.
[47]