Главная Люди и судьбы О верности, любви и подвиге

О верности, любви и подвиге

ПИСЬМА ПОДВОДНИКОВ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Открытка, которую Гавриил Тутышкин написал перед уходом
в свой последний поход за 40 минут до наступающего 1940 года

 

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. На войне (да и в мирное время) едва ли не каждый из них был настоящим героем. Уникальные свидетельства военных лет – письма подводников из боевых походов. Порой эти послания были завещаниями, поскольку надежда на возвращение была весьма призрачной. Подводники уходили в любой поход как в последний. Гарантии на возвращение не было…

«СЛЕДУЮЩИЙ НОВЫЙ ГОД БУДУ ВСТРЕЧАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ»

Гавриил Тутышкин командовал дивизионом подводных лодок, базировавшимся в Кронштадте. Когда началась Вторая мировая война, подводники перебазировались из Кронштадта сначала в Таллин, а наиболее подготовленные экипажи перешли затем еще дальше – в Либаву (Лиепаю).

22 ноября 1939 года Гавриил Тутышкин писал жене: «…убедительно прошу тебя, моя милая, не волноваться и не расстраиваться из-за временной разлуки, так как… это отразится на маленьком Андрюшке (он родился 4 ноября 1939 года. – Ред.), а я прошу тебя вырастить его здоровым, крепким и таким же хорошим, как все наши ребята…».

Когда 30 ноября началась война с Финляндией, подлодки направили на театр военных действий. «С-1» находилась в Ботническом заливе, «С-3» патрулировала вход в Ботнический залив – пролив южный Кваркен. «С-2» вела наблюдение за поведением шведского флота у берегов Швеции. Она вернулась из своего первого боевого похода 6 декабря, затем встала на ремонт.

Обстановка потребовала срочного выхода ее в море, а командир из-за болезни был заменен на капитан-лейтенанта Ивана Соколова. Тот принял лодку накануне боевого похода. Тутышкин не мог в такой ситуации оставить своего друга одного и попросил разрешения выйти вместе с ним в боевой поход старшим на борту.

Перед уходом в поход он написал поздравительную открытку жене и детям – Софье, Саше и только что родившемуся Андрюшке. «…Целую всех крепко, крепко и желаю всем здоровья и счастья. Надеюсь, что следующий новый год буду встречать вместе с вами и со всеми родными. До наступающего нового года осталось 40 минут…»

1 января 1940 года «С-2» вышла из Лиепаи, а спустя два дня связь с ней была потеряна. Подлодка в это время проходила пролив Южный Кваркен возле Аландских островов. По всей видимости, она подорвалась на мине. Пятьдесят членов экипажа остались на морском дне. Жена Тутышкина узнали о гибели мужа только в апреле 1940 года. «Погиб в боях с белофиннами» – указывалось в извещении.

Ныне место гибели субмарины – в финских территориальных водах. Ее обнаружили в 2009 году шведские дайверы. По действующим международным правилам, погибшие подводные лодки фиксируются на картах как воинские захоронения. В 2010-м году в ходе совместной с Россией экспедиции к корпусу «С-2» была прикреплена мемориальная табличка…

«ДЕТИШЕК БЕРЕГИ, ВОСПИТАЙ ИЗ НИХ КРЕПКИХ И ПРЕДАННЫХ ГРАЖДАН»

«На грунте Балтийского моря» – так начиналось послание родным, которое в июле 1941-го написал командир «С-6» Василий Кульбакин. Незадолго до этого в бухте Кихелькона на северо-западном побережье эстонского острова Сааремаа подлодка попала под авианалет, Кульбакин был ранен. Опасаясь нового налета, подлодка вышла в открытое море и легла на дно. Тогда Василий Кульбакин и написал прощальное письмо родным.

Василий Кульбакин

 

«Дорогая моя Риммочка, деточки Эллочка и Валерик и мама. Шлю Вам пламенный боевой привет и, возможно, последний. Делать нечего и нечего скрывать от Вас, что лежу в тяжелом состоянии. Сегодня нас угостил немецкий самолет. Некоторые мои бойцы убиты, я пока дышу, хотя имею немало дырок. Состояние тяжелое, если и выживу, то Вы меня не узнаете.

Написать решил своею собственной рукой, попросив держать лист бумаги перед собой. Силы слабнут, но… и, думаю, все же допишу, т.к. тебя будут мариновать с известием, а ты будешь блуждать в догадках. Уйду от Вас с горячей любовью к Вам. Лихом не поминай. Детишек береги, воспитай из них крепких и преданных граждан делу Ленина-Сталина, это дело верное, и оно обязательно победит во всем мире. Воспитай так, чтобы они горели желанием отдавать все свои силы для общего дела, для дела Революции.

У меня есть в жизни две любви, первая – любовь к Родине, вторая – любовь к тебе, дорогая и детям. С этим и только с этим я ухожу от Вас. Так воспитывай детей. Не огорчайся, будет трудно, тебе помогут партия и правительство, помогут товарищи…

…об одном сожалею, это о том, что я не смог принести пользы для блага Родины в борьбе с фашистскими бандитами, пришлось терять силы в самом разгаре битвы за наше дело.

Крепко целую всех. Привет всем нашим, Маме и всем.

Сил сейчас у меня писать нет».

Несмотря на ранение, Кульбакин смог довести субмарину до Таллина. В новом походе его заменил капитан-лейтенант Николай Кулыгин, который погиб вместе с экипажем в августе 1941 года. Субмарина была обнаружена в 2011 году шведскими дайверами. Считается, что она погибла, подорвавшись немецком минном заграждении «Wartburg».

Что же касается Василия Кульбакина, то после выздоровления он был награжден орденом Красного знамени, стал инспектором управления боевой подготовки ВМФ, затем, в конце октября 1942 года, он вступил в командование гвардейской подлодкой «К-22» Северного флота. Провел четыре боевых похода и погиб вместе с экипажем в феврале 1943-го…

В извещении, которая получила жена, указывалось, что гвардии капитане 3-го ранга Василий Федорович Кульбакин погиб «при выполнении боевого задания». В строке «похоронен» значилось: «погиб в море».

«ТВОЯ СВЯТАЯ ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МЕНЯ ОТ ВСЕХ БЕД»

Капитан 2-го ранга Дмитрий Абросимов во время войны командовал подлодкой «С-4», совершил на ней два боевых похода. В одном из них в августе 1941 года был отправлен на дно германский танкер «Кайя». Дмитрий Абросимов был представлен к званию Героя Советского Союза. Правда, награду ему чуть-чуть понизили – до ордена Ленина.

Дмитрий Абросимов с женой Валентиной, 1940 г.

 

В семье его потомков сохранились почти три десятка его писем, отправленных из Кронштадта в 1941-1942 годах. Это настоящая летопись любви, верности и героизма.

Одно из последних писем Дмитрия Абросимова, 26 мая 1942 г.

 

«Моя горячо любимая Крошка! – писал Дмитрий Абросимов жене из Кронштадта 21 июля 1941 года. – Я получил наконец от тебя телеграмму и очень доволен, что вы доехали благополучно (жена Валентина, сын Валерий были эвакуированы в Бугуруслан. – Ред.)… для меня самое главное, моя любимая девочка, как я благодарен тебе, что ты в тяжелое время не потеряла присутствие духа…

Твоя горячая святая любовь ко мне, моя маленькая девочка, спасает и спасет меня от всех бед… Я не подберу слов, моя любимая…, чтобы отблагодарить тебя за твое мужество, стойкость при отъезде по дороге… На вещи, оставленные в Либаве, наплевать, наживем, главное здоровье… увидимся мы с тобой после войны… будь такой как я оставил тебя в Либаве в мае… Целую крепко крепко свою маленькую девочку и маленького плутишку… Твой Митя».

1 сентября 1941 года Дмитрий Абросимов писал из Кронштадта: «Здравствуйте мои любимые «разбойники» Валюшенька и Лерик! Благодарю вас за теплые письма… Я ведь вам писал, что вам стыдно за меня не будет. Правда, поковеркали нашу «коробочку», но она выдержала и оказалась очень крепкой… Я чувствую себя хорошо, но очень сильно у меня потрепаны нервы, правда, мое начальство сейчас о мне сильно беспокоиться, но думаю я на одних нервах войну вытяну, а уже после подлечимся. Нужно отдать должное – отношение ко мне очень хорошее со всех сторон просто даже неудобно как-то, ведь я не привык, ты сама знаешь, к похвалам и лести…»

«Моя любимая девочка, ты не обращай особенно внимание на окружающую тебя обстановку, люди не видят войны, не слышат разрывов бомб и снарядов… Я тебе, моя горячо любимая крошка, послал газету, – писал Дмитрий Абросимов 15 октября 1941 года из Кронштадта жене. – В ней ты увидишь портреты моих бойцов, рассказы почитаешь о наших делах, хоть это и отдельные эпизоды, но они говорят, что мы честно и самоотверженно выполняем свой долг перед родиной. Кроме того, моя любимая Валюшенька, будешь знать, что я не дрожу за свою шкуру…».

Из письма подводника от 10 января 1942 года: «…ты все ругаешь меня, что я мало о себе пишу, но ведь я сообщаю тебе каждый раз, что я жив здоров чувствую себя хорошо, пожалуй, лучше, чем в мирное время. Правда, с питанием сейчас плоховато, и это переживем как-нибудь. Мы с тобой переживали всякие трудности, моя милая, и никогда не унывали. Вот за это моя горячо любимая, я и люблю тебя. Ты делишь и переживаешь со мной и горе и радости и чем дальше тем жизнь у нас с тобой становится нежнее и приятнее…».

«Моя милая Валюшенька! – писал Дмитрий Абросимов 8 мая 1942 года. – …Тебя моя любимая интересует вопрос когда я пойду «охотиться»? Я думаю, что не ранее первой половины июня после хорошей подготовки с таким расчетом, чтобы действовать наверняка…

Очень жаль, что я не могу оказывать влияние на сынишку, но уверен, что ты воспитываешь его честным, смелым человеком, а что он шалит и пачкается, так ведь он ребенок и пусть подольше остается ребенком только еще таким же нежным, любящим как мамочка…. а душа у него сейчас как губка она будет впитывать все только чтобы он больше видел и сам учился правильно оценивать все…»

В мае 1942 года Дмитрий Абросимов писал жене: «Моя горячо любимая Валюшенька! …Я очень доволен моя любимая за то, что ты уверена во мне и я думаю с честью оправдать ваше доверие и наказ выполнить образцово, с тем чтобы вам не было стыдно за меня. В этом году у нас уже большой опыт, мы не так слепы, как были в начале войны, а потом ты знаешь меня и даже многих из людей все они со мной остались на старом месте и люди как специалисты отличные… И я, Валюшенька, спокоен как еще никогда не был спокоен на войне, но не зазнаюсь, а учусь и продолжаю совершенствоваться».

«УДЕСЯТЕРИМ СИЛУ НАШЕГО УДАРА»

На войне, как известно, трудно что-либо предугадать, и даже опыт и сноровка не спасают от беды. Погиб опытный подводник Дмитрий Абросимов достаточно нелепо.

В середине августа 1942-го субмарина направлялась в Ленинград для замены аккумуляторных батарей. Морской канал все субмарины проходили в надводном положении. В темноте «С-4» наткнулась на мину и взрывом была выброшена на мель. Находившийся на мостике Дмитрий Абросимов погиб… Как завещание звучат строчки одного из его писем: «…а не доживу (до конца войны. – Ред.), так уже знаешь, что кое-что я сделал, и люди будут вспоминать меня с уважением».

И еще одно письмо хранится в семейном архиве потомков Дмитрия Абросимова, оно было написано одним из его товарищей. Есть в нем и такие строки: «…Большая потеря для флота, большая потеря для друзей и еще большая для вас. Но что же, Валечка, убиваться не нужно, этим делу не поможешь. Мы, моряки Балтики, поклялись перед могилой нашего друга, что удесятерим силу нашего удара против немецких оккупантов, за смерть балтийского моряка немцы поплатятся сотней своих мерзавцев…». Автор этого письма, капитан 3-го ранга Яков Афанасьев, командир подводной лодки «Щ-304», тоже не дожил до Победы: спустя чуть больше месяца, 29 октября 1942 года, он погиб в боевом походе…

Как отмечает руководитель музея подводников в петербургской 189-й школе Сергей Телешов, документы, касающиеся судьбы всех подлодок типа «С», начиная с 1941 года, сосредоточены в семьях подводников, в Центральном архиве Министерства обороны, Военно-морском архиве Министерства обороны и в архиве школьного музея.

В начале апреля исполнилось сорок лет с того времени, как в школе начал действовать клуб «Поиск». Ребята под руководством учительницы музыки Елены Павловны Ждан занялись сбором сведений о подводниках единственной оставшейся после войны на Балтике из подводных лодок типа «С» – с номером «13». Той самой, легендарной, которая в январе 1945-го, будучи под командованием Александра Маринеско, совершила знаменитую «атаку века». В школьном музее, открытом 30 января 1985 года, в день 40-летия «атаки века», появились сведения почти о всех лодках типа «С», сражавшихся на Балтике.

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^