Главная Истории любви «Казус Прокофьева»

«Казус Прокофьева»

КОМПОЗИТОР ВСТУПИЛ ВО ВТОРОЙ БРАК, НЕ РАЗВЕДЯСЬ С ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ

Семейство Прокофьевых, 1936 г.

В советской юридической практике употреблялся термин «казус Прокофьева». Связано это было с тем, что композитор Сергей Прокофьев, не разводясь с первой женой, женился на другой. Тогдашние советские законы позволяли ему это сделать, поскольку первый брак был заключен за границей. Однако затем в результате судебного разбирательства оба брака были признаны действительными. В результате после смерти композитора остались его две законные наследницы.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ КРАСАВИЦА

«У меня есть свойство характера относиться к жизни легко, она меня не задевает глубоко, а скользит слегка по поверхности», – записал Сергей Прокофьев в своем дневнике в июне 1911 года, когда ему было двадцать лет. Он начал его вести, когда ему было 16 лет, во время учебы в Петербургской консерватории. Через два года, 20 ноября 1909 года, он записал: «Моя жизнь очень богата впечатлениями и событиями, и я охотно заношу их в дневник. Но писать о романтических приключениях несравненно легче и приятней, чем о других, более сухих материях… Вот почему мои барышни заняли здесь столько места».

Одна из них – Тонечка Попова, которая мелькнула на страницах его дневника в начале марта 1913 года. «У Тонечки Поповой чудесные духи. Я ими восхищался еще перед Рождеством. Потом оказалось, что духи вышли, а марка неизвестна. Потом и сама Попова исчезла. Сегодня сразу выпорхнули и Тонечка, и духи. Я отнял у нее платок. Мама говорит, что духи пахнут свежей полынью, но я завтра узнаю название и покупаю себе. Я иногда очень восхищаюсь сильным ароматом. Помню, попав первый раз в Сухум, я до одурения впивался в гардении»…

Сергей Прокофьев принадлежал к числу эмигрантов-возвращенцев. После революции, уже известным музыкантом, он покинул Советскую Россию, но к белой эмиграции не примыкал, сторонился ее и, наоборот, поддерживал связи с советской властью, а в 1936 году вернулся в СССР и без устали воспевал эпоху и лично товарища Сталина.

Впрочем, полтора десятилетия в эмиграции были для Сергея Прокофьева плодотворными во всех отношениях. Когда он приехал в 1918 году в Нью-Йорк, много выступал, газеты называли его «музыкальной новостью сезона». Поклонниц у 27-летнего музыканта было много, но одна из них, как он сам потом вспоминал, «скромная темноволосая девушка», поразила его «живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».

Это была начинающая испанская (каталонская) певица Лина (Каролина) Кодина. Ее родители были певцами. Отец – испанец, мать – полька. В Америку они перебрались из Испании. Мать Лины была без ума от таланта Прокофьева и настояла на том, чтобы дочь с ним познакомилась. Лине же не понравилась ни музыка, ни сам русский композитор. Ее особенно шокировали несколько грубоватые, на ее взгляд, шутки, а также манера Прокофьева ухаживать и оказывать знаки внимания.

Сергей Прокофьев и Лина Кодина, 1921 г., Париж

 

Прошло совсем немало времени, прежде чем Сергей и Лина почувствовали друг друга. Каролина быстро выучила русский. Прокофьев называл Каролину «Пташкой» и написал для нее цикл песен на стихи своего друга поэта Константина Бальмонта. Прокофьев и Лина стали концертировать вместе, причем в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по материнской линии – Любера.

Между гастролями Прокофьев и Лина обвенчалась. Свадьба состоялась 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. Лина взяла фамилию мужа. В феврале 1924-го родился сын Святослав, спустя четыре года – второй сын, Олег.

СТУПЕНЬ ВВЕРХ

В музыкальных салонах Парижа, Лондона, Милана и Нью-Йорка Лину считали образцом элегантности. Многие ума не могли приложить, как ей удавалось совмещать сразу три роли – светской дамы, певицы и жены композитора. Он активно гастролировал в Америке и Европе как пианист и как дирижер, и Лина заботилась о его быте, организовывала гастроли, переезды, вела переговоры.

Лина Прокофьева с сыновьями

 

Представители СССР предлагали Прокофьеву вернуться, обещали возможность писать музыку, тогда как на Западе он вынужден был заниматься исполнительской деятельностью только для того, чтобы заработать на достойное существование. Гастроли в СССР в 1927 году (кстати, тогда Прокофьевы получили советские паспорта, необходимые для первой гастрольной поездки в Советский Союз) показали, что рабоче-крестьянское государство готово принять композитора в свои объятия.

«Прокофьев никогда не чувствовал на Западе такой любви к своей музыке, как в Москве, – отмечает принстонский музыковед Саймон Моррисон. – Появились надежды на карьеру в Москве и у Лины: в советском посольстве в Париже ее обласкали и с возмущением отвергли слухи о репрессиях. Она прочла речи Сталина и выучила «Песню грузинского пастуха». Когда в газете «Правда» появились нападки на Шостаковича, Лина наивно восприняла это как лишний шанс в профессиональной конкуренции».

В 1936 году Сергей Прокофьев с женой и сыновьями Святославом и Олегом переехал в СССР и обосновался в Москве. «Не нося в своей крови идеологического противоядия, а именно ненависти к большевикам, которая была присуща Стравинскому и Рахманинову, Прокофьев и рационально, и эмоционально воспринимал свое возвращение как ступень вверх… Прокофьев знает, что его привлекают, затягивают, что в его возвращении для СССР есть политическая выгода. Но – после рискованного решения 1927 года – ни разу не противится», – отмечает искусствовед, профессор музыкального факультета Кембриджского университета Марина Фролова-Уокер.

В сюите «Песни наших дней», созданной в 1937 году, впервые в музыке Прокофьева возникает образ вождя: «От края до края по горным вершинам, // Где вольный орел совершает полет, // О Сталине мудром, родном и любимом // Прекрасную песню слагает народ».

Правда, Лина Прокофьева, привыкшая к иному образу жизни, так и не смогла полностью освоиться в зазеркалье советской действительности. Прокофьеву нередко приходилось самому решать самые разнообразные вопросы, в том числе и бытовые, в которых жена плохо ориентировалась. В записной книжке композитора той поры наряду с музыкальными эскизами можно прочесть и такие записи: «По возвращении в Москву: бытовые дела. Кран».

«НО ТЫ НЕ ПОДУМАЙ НИЧЕГО ПЛОХОГО»

А затем случилось событие, ставшее для Лины катастрофой. В 1938 году на отдыхе в Кисловодске Прокофьев познакомился с 23-летней студенткой Литературного института Мирой Мендельсон, которая вызвалась помогать ему с переводом Шеридана и подготовкой либретто оперы «Обручение в монастыре».

Прокофьев буквально в первые дни написал жене: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…». Мира Александровна в своих мемуарах признавалась, что она «оказалась мало способной к танцам», зато Сергей Прокофьев со свойственной ему дотошностью самостоятельно осваивал танго.

Мало-помалу курортный роман перерос в нечто большее. В марте 1941 года Прокофьев покинул Лину и ушел к Мире Мендельсон. Дальше была война…

Сергей Прокофьев со второй женой Миррой Мендельсон, 1948 г.

 

«Дорогой Абрам Соломонович, на этот раз пишу Вам я – Мирочка приболела, у нее ангина и ее уложили в постель. Но не беспокойтесь, – посещающая ее докторесса вполне довольна течением болезни, и я сам ухаживаю за пациенткой, и она кажется очень не жалуется. Питание получает хорошее…», – сообщал Сергей Прокофьев отцу Миры (он был видным советским ученым-экономистом, работавшим в 1930-е годы в Комиссии Госплана СССР, участвовал в разработке пятилетних планов), из алма-атинской эвакуации в октябре 1942 года.

После войны правительство СССР объявило заключенные за пределами страны браки с иностранцами, которые не были заверены в консульствах, недействительными. Это давало Сергею Прокофьеву формальное право жениться на Мире Мендельсон, не разводясь с первой женой. Что он и сделал 15 января 1948 года. Лина обивала пороги посольств, требуя разрешения на выезд за границу. Вскоре ее арестовали и обвинили в шпионаже. Она была осуждена по 58-й статье и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. «Золотая клетка», в которую Сергей Прокофьев привез ее из-за границы, захлопнулась: она оказалась мышеловкой…

«Лина Ивановна очень страдала от холода, – вспоминала писательница Евгения Таратута, вместе с Линой отбывавшая срок в женском лагере в Коми. – Мы с нею иногда работали в одной бригаде – возили бочку с помоями из кухни…».

Трудно влезть в душу другого человека, но трудно себе представить, что чувствовал Прокофьев, живя со второй женой, зная, что его бывшая жена, которую он еще недавно боготворил, находится в ГУЛАГе… Была ли у него возможность, используя весь свой авторитет и все свое влияние, вытащить ее оттуда? Или он сам был уже к тому времени заложником режима, красивой музыкальной витриной сталинского строя?

Как утверждают очевидцы, Сергей Сергеевич тяжело переживал трагедию с Линой, корил себя за то, что привез ее в Советский Союз и здесь не смог защитить. Близкие утверждают, что он пытался ей помочь, но эти попытки были безрезультатны. Бесполезны были и его высокие звания (в то время он был трижды лауреатом Сталинской премии), и мировая известность.

Да и положение самого композитора временами становилось шатким. Главный идеолог страны Андрей Жданов, разгромивший Зощенко и Ахматову, ополчился и на Сергея Прокофьева, заявил, что его творчество не отвечало требованиям главного направления советского искусства – социалистического реализма. Критика была разгромной. Но Прокофьев сориентировался, написал покаянное письмо в «Комитет по делам искусств», поклялся в верности и был прощен. Он умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. Композитору было 62 года…

БЕЗОТВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ?

«О смерти Прокофьева Лина ничего не знала, – вспоминала Евгений Таратута. – Известий о нем нигде не было, и сыновья об этом ей не написали, а может быть, и написали, да письмо не дошло. Однажды, в августе, когда мы везли бочку с помоями, одна женщина подошла к нам и сказала, что по радио передали, что в Аргентине состоялся концерт памяти Прокофьева. Лина Ивановна горько заплакала, мы ее отпустили в барак, я потом пошла, напоила ее чаем, она долго плакала…».

Лина Прокофьева была освобождена в 1956 году, когда стали выпускать политзаключенных… Во время «оттепели», когда законы смягчились, брак между Линой и Прокофьевым признали законным, поэтому ей и сыновьям досталось практически все имущество композитора. Но Лина хотела уехать на Запад. Она не раз обращалась напрямую к Леониду Ильичу Брежневу, чтобы ей дали возможность увидеть мать. В 1974 году ей выдали трехмесячную визу в Великобританию. Она уехала и, как и следовало ожидать, не вернулась: попросила политического убежища на Западе.

Лина Прокофьева проводила много времени в США и Германии. В 1983 году в Лондоне она основала Фонд Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший переписку с мужем. Ушла она из жизни в самом начале 1989 года.

Что же касается второй жены Прокофьева, которой он посвятил Восьмую сонату, то она скончалась в Москве от сердечного приступа 8 июня 1968 года. Согласно написанной Сергеем Прокофьевым записке, она была захоронена рядом с композитором на Новодевичьем кладбище…

«…Я уверен, что всю свою силу чувств Прокофьев воплотил в музыке, – считает профессор музыки Принстонского университета Симон Моррисон, автор книги «Лина и Сергей», посвященной первой жене Сергея Прокофьева. – Он написал выдающиеся истории любви – “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, дуэт в “Войне и мире”. Но этих эмоций и страстей не было в его реальной жизни, подобных чувств к жене он не проявлял. Хотя в обществе старался не быть холодным и равнодушным, любил своих друзей, охотно играл в шахматы и писал стихи. Но отношения с Линой, которая так сильно его любила, были почти безответными. Я пришел к выводу, что всю свою любовь Прокофьев излил в музыке».

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
24 апреля Заметаем следы
24 апреля Выбрали мебель. Во что завернем?
Калейдоскоп
24 апреля Спасение утопающих – дело их рук и лап
Калейдоскоп
24 апреля Пираты подводного мира
^