Главная Истории любви Осколок «Серебряного века»

Осколок «Серебряного века»

ТАК НАЗЫВАЛИ СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ ХУДОЖНИЦЫ ВЕРЫ МИЛЮТИНОЙ И МУЗЫКАНТА АЛЕКСАНДРА РОЗАНОВА, РОДИВШИЙСЯ В БЛОКАДУ

Вера Владимировна Милютина и Александр Семенович Розанов на склоне лет. Фото из музея обороны и блокады Ленинграда

Январь – месяц ленинградский, блокадный, поэтому, по традиции, мы рассказываем истории любви, связанные с тем временами. Тем более что порой они были удивительно яркими, пронзительными, поскольку и люди тогда были на грани жизни и смерти, когда каждый их день стать последним. И именно в ту пору как никогда остро ощущалась потребность в любви, в семейном очаге… История семейного союза художница Веры Милютиной и музыканта Александра Розанова – яркий тому пример. Они нашли друг друга в блокадном Ленинграде и с тех пор не расставались…

ПОДВИГ, СОВЕРШЕННЫЙ В ЭРМИТАЖЕ

Вера Владимировна Милютина – театральный художник, войну встретила главным художником «Ленгосэстрады». Всю блокаду она не покидала осажденный город. Принимала участие в оборонных работах, работала над эскизами и агитплакатами в «Ленгороформлении». В феврале 1942 года Вера Милютина была включена в группу из пяти художников, которым поручили зафиксировать «ранения» Эрмитажа. Инициатором стало управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета.

Портрет Веры Милютиной. Фото с рисунка С. Сенаторского

 

Именно тогда Вера Милютина создала серию рисунков «Эрмитаж в дни блокады», над которой она работала до лета 1942-го. Цикл хранится в Государственном Эрмитаже, однако в полном объеме его знают далеко не все профессионалы, а широкой публике он практически неизвестен. Об этом рассказала главный хранитель музея обороны и блокады Ленинграда искусствовед Елена Харлашова, где не так давно были представлены эрмитажные работы Веры Милютиной – четырнадцать рисунков и акварелей и три фотографии с утраченных рисунков.

Создание этих произведений – настоящий подвиг: Вера Милютина была истощена до предела, еле держалась на ногах, но несмотря ни на что, пешком, опираясь на палку, в лютый мороз шла в Эрмитаж с Выборгской стороны. Путь занимал три часа, столько же времени требовалось, чтобы вернуться обратно.

Вера Милютина. Зал Рембрандта. Эрмитаж. Май 1942 г.

 

Художники располагались на ящиках с песком в залах, в которых зачастую не было стекол, и туда задувал ледяной ветер с Невы. Графика Веры Милютиной потрясает: образ безжизненного и беззащитного Эрмитажа, стены, проломленные снарядами, горы мусора на полу…

«Невыносимо хотелось есть зимой 1941–1942 года… Как-то раз особенно щедрыми оказались матросы на Дворцовой набережной. Они кинули мне целую охапку душистых веток сосны. Весь путь домой я их грызла, дотла уничтожила и нежную кору и иглы. Весной же 1942 года трава была таким же спасением, как столярный клей, как сыромятные ремни», – вспоминала Вера Милютина.

Летом 1942 года Веру Милютину пригласили для выполнения другого ответственного задания – подготовки под руководством А.П. Остроумовой-Лебедевой «Ленинградского альбома». Это было ответное издания в благодарность за альбом, подготовленный женщинами Шотландии и доставленный в блокадный Ленинград на самолете. Вере Милютиной было поручено общее оформление альбома: подготовка композиций на тему гербов Советского Союза и Великобритании, а также другие декоративные элементы. В итоге альбом был готов всего за пять дней, затем его переплели, вложили многочисленные листы с подписями женщин Ленинграда и отправили в Шотландию…

Вера Милютина. Зал голландской живописи. Эрмитаж. Март 1942 г.

 

Лишений и трудностей было в ту пору хоть отбавляй, да и завистников и недоброжелателей хватало. Летом 1943 года Веру Милютину не приняли в Ленинградский Союз советских художников. Она вспоминала лица тех, кто был на том заседании правления, в том числе, как писала Милютина, «не выносящий меня Суетин – (он не мог мне простить дополнительной карточки, кот. в 1942 году дали мне, а не ему <…> за то что я 3 месяца работала над зарисовками Эрмитажа, голодная, и в адском невероятном холоде»…

Историк искусства М.Ю. Герман, учившийся у Веры Милютиной в художественной студии в Выборгском Дворце культуры, отмечал, что главными чертами характера Веры Владимировны были совершенная внутренняя независимость и покоряющая естественность. Он вспоминал: «Её прическа двадцатых годов и вековая культура потомственной интеллигенции, неприязнь к суете и подлинное знание были естественным синтезом, образовали не только её внешность, но и полностью соответствовали её сути».

«ПРИШЕЛ, ЧТОБЫ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ УХОДИТЬ»

Судьба Александра Семеновича Розанова была очень непростой и в каком-то смысле весьма характерной для представителя интеллигенции в советское время. Он блестяще закончил Консерваторию и был бы прекрасным концертирующим пианистом, но судьба сложилась иначе. В 1932 году, когда ему было всего 22 года, он был репрессирован по политической статье, но по тем временам еще счастливо отделался: попал на строительство канала Москва-Волга. Два года возил тачку, был истощен непосильным трудом настолько, что был на грани жизни и смерти, и если бы не культпросветбригада, в которую его определили, неизвестно еще, чем бы все кончилось.

Александр Розанов. Фото 1943 г.

 

В 1935 году был освобожден, отправлен на поселение в Кировск Мурманской области, где стал преподавать музыку. И настолько ярко там себя проявил, такую оставил по себе добрую память, что существующая там Детская школа искусств носит ныне его имя.

Кстати, Александр Розанов начинал когда-то вместе со Святославом Рихтером, дружил с ним всю жизнь, они переписывались. Но еще больше, как ни удивительно, – с его женой Ниной Дорлиак. По его воспоминаниям, однажды совсем молодыми они с Ниной Дорлиак где-то прогуливались, издали за ними наблюдала Анна Ахматова и, как она потом признавалась, любовалась чудесной парой…

Но все это было как будто бы в совсем другой, прошлой жизни… Когда началась Великая Отечественная война, Александр Розанов попал в действующую армию. Стал концертмейстером фронтового ансамбля Аркадия Обранта, сочинял оркестровую музыку, принимал участие в выступлениях перед воинскими частями в Ленинграде. В январе – феврале 1943 года Розанов написал «Ленинградскую поэму», задуманную как оркестровое сочинение, но дошедшую до наших дней в фортепианной версии.

Благодаря коллективу Обранта и произошла ее встреча Веры Милютиной с Александром Розановым. Она ведь тоже имела отношение к этому ансамблю: она была художником по его костюмам. По ее воспоминания, однажды февральским вечером 1943 года она увидела своего давнего друга, пианиста и композитора, очень исхудавшего…

«Мы стали с ним встречаться, и в новогоднюю ночь на 1944-й год он пришел ко мне, чтобы никогда больше от меня не уходить», – вспоминала Вера Милютина. Кстати, она была старше его на семь лет. А своего первого мужа, художника Андрея Яковлева, она потеряла в самое страшное время блокады, в 1942-м…

Союз, рожденный в блокаду… Именно так была названа выставка, посвященная Вере Милютиной и Александру Розанову в музее обороны и блокады Ленинграда. Они были как будто бы созданы друг для друга. Хотя Александр был старше жены на семь лет (она – 1903 года рождения, он – 1910-го). Вместе они прожили сорок три года.

«ВЕРНЫЙ ГЛАЗ И ЧУВСТВО МЕРЫ»

После войны Вера Милютина продолжала работать театральным художником, а также начала преподавать рисование в изостудиях Дворцов пионеров и Домов культуры Ленинграда. Карьерных высот и вершин она не достигла – в первую очередь потому, что оставалась такой же – гордой и независимой, а потому нередко неудобной для большинства.

В своем дневнике она писала: «Саша (Александр Розанов. – Ред.) был бы не против, чтобы я изредка вела бы светскую жизнь, – могла бы пойти туда, куда нужно и выглядела бы там как нужно и говорила бы там, что нужно. Еще Саша хочет, чтобы я… стреляла бы эскизами и постановками. Согласна с ним – не плохо было бы совмещать всё это – но я не талантлива, мало трудоспособна, мало организована, не умею пользоваться моментом, излишне добросовестна и главное – я не молода и слаба после блокады – тут уж ничего не поделаешь…»

По воспоминаниям Александра Розанова, у Веры Милютиной «не было связей, она не работала в больших театрах, а ее прекрасные эскизы для кукольного театра принимались едва вежливо».

«Вера работала постоянно, с профессиональной выдержкой и ответственностью, – отмечал Александр Семенович. – Трезвая и скромная, она не часто бывала сразу довольна своими работами. В ней не было мелкого самолюбия, потому-то она и судила свои работы придирчиво и беспристрастно. Справедливы и благожелательны были ее отзывы о вещах других художников. У нее были верный глаз и чувство меры».

Первая персональная выставка Веры Владимировны Милютиной открылась в Голубой гостиной Ленинградского отделения Союза художников лишь в 1981 году, когда ей было 78 лет. «Это выставка первая и последняя», – говорила она своим близким и друзьям. Спустя шесть лет ее не стало…

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ЧИСТОМ ВИДЕ

Александр Розанов стал после войны видным музыковедом, исследователем русской и западноевропейской культуры XVIII–XIX веков. Он написал книги о Полине Виардо, «Музыкальный Павловск» об истории музыкальных Павловских концертов и «Северная звезда» о Михаиле Глинке. Он открывал широкой публике забытых русских композиторов XVIII века, например, Николая Яхонтова, он нашел неизвестные партитуры Дмитрия Бортнянского. Кроме того, Александр Розанов много работал как композитор, создавал оркестровые и инструментальные произведения, создал музыку к спектаклям Ленинградского театра кукол.

Об их семье говорили, что она была как будто чудом сохранившимся осколком «серебряного века» русской культуры. Их любовь родила потрясающий, удивительный творческий, духовный союз.

«Они вдвоем представляли собой то, чем была Россия до революции, – отмечает поэт и искусствовед Александр Танков. – Александр Семенович – это то, что внесла в Россию петербургская культура, дворянская культура, это окно в Европу. А Вера Владимировна ходила и много рисовала по горьковским местам, она любила московскую, нижегородскую, провинциальную сторону России. На самом деле, ни его, ни ее значение только профессиональными их достижениями совершенно не исчерпывается. Это был единый очаг культуры в городе, вокруг которого собирались очень многие замечательные – малоизвестные и известные – люди. Это – интеллигенция в чистом и настоящем ее значении».

После смерти Веры Милютиной в 1987 году сохранение памяти о художнице стало для Александра Розанова делом жизни. Он передал в ЦГАЛИ СПб многочисленные рисунки, фотографии и документы супруги. Вскоре после смерти жены, в 1991 году, на собственные средства он издал книгу «Вера Милютина и о ней».

«Ее легкие золотисто-белокурые волосы так и не поседели, а морщинки только украшали доброе лицо, – вспоминал Александр Розанов. – Серые глаза за большими круглыми очками смотрели доверчиво и приветливо. И голос был звонкий, но не резкий. А слова она умела найти такие добрые, с таким душевным теплом. И была Вера умной. И мудрой. И вечно все могла предвидеть. Ведь вот как скажет, так оно почти всегда и будет. Когда бывало трудно жить, очень помогало ее чувство юмора, которое она во всех ценила. Ее ирония была легкой и неколючей, и она умела очень весело смеяться.

Только не надо думать, что в душе ее все было лишь лучезарным. Когда как-то раз я прочел ей слова одного французского писателя: «Ведь в сердце каждого из нас скрыто долгое рыдание», Вера печально сказала: “Как это верно…”».

Александра Семеновича не стало в 1994-м. С тех пор хранительницей памяти о счастливой семейной паре, сложившейся во время блокады, стала племянница Александра Розанова – Ольга Владимировна Сахарова, ученый-биолог, жительница блокадного Ленинграда. Она подготовила книгу «Они жили просто и возвышенно», посвященную Вере Милютиной и Александру Розанову и впервые объединившую их творческие и человеческие судьбы…

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^