Главная Люди и судьбы Крамольная женитьба

Крамольная женитьба

Свою вторую половинку князь Андрей Вяземский нашел во время европейского турне Свадьба князя Андрея Ивановича Вяземского, отца поэта Петра Андреевича Вяземского, вызвала в светском обществе большие пересуды.

Евгения Ивановна Вяземская
Миниатюра Ксавье Местра

 

Еще бы: он задумал жениться на красавице-ирландке, но его отец, влиятельный вельможа, потомок рюриковичей, сенатор, генерал-майор, кавалер ордена св. Александра Невского, придерживавшийся строгих нравов, ни в какую не давал согласия. Его долго уговаривали всем миром, но он остался непреклонным, считая сына ловеласом, а его связь с иностранкой, да еще и католичкой – непристойной…

Ревельский роман

Андрей Вяземский был блестяще образованным представителем знати. Знал латынь, владел немецким, английским и французским языками. По традициям той эпохи, в раннем детстве уже был записан в армию, в шестилетнем возрасте имел «чин» адъютанта при собственном отце. В девятнадцать лет уже был полковником, в двадцать один год стал командиром Вологодского полка, участвовал в русско-турецкой войне, а в двадцать пять лет, в 1779 году, дослужился до генерал-майора. Головокружительная карьера!

Князь был красив и пользовался успехом у прекрасных дам. В 1780 году на свет появилась его внебрачная дочь, названная Екатериной. Ее матерью была графиня Елизавета Карловна Сиверс, жена губернатора Якова Ефимовича Сиверса, который всю свое время отдавал государственным делам, а на жену практически не обращал никакого внимания. «Сколько раз ты обещал мне и клялся никогда меня не покидать!», - взывала Елизавета Карловна к мужу. «Вспомни иногда о моих слезах», - молила она его в другом письме, но тот как будто бы не обращал внимания на мольбы жены.

В конце концов Елизавета Карловна припомнила мужу все свои обиды, а тот попрекнул жену в том, что она промотала своими светскими развлечениями все его наследство. Супруги не пришли к согласию, более того, конфликт вышел за пределы семьи, вмешалась даже Екатерина II, которая на сей раз решила поддержать не своего любимого чиновника Сиверса, а заняла сторону Елизаветы Карловны. В мае 1781 года состоялся развод. Елизавета Карлова почти сразу же уехала вместе с князем Путятиным в Дрезден, где они оформили свои отношения. Роман с Андреем Вяземским был для нее тоже позади…

Забегая вперед, скажем, что дочь Вяземского получила фамилию Колыванова - по старому русскому названию города Ревель (ныне Таллин), где она родилась. Она воспитывалась в семье родной тетки Вяземского — княгини Екатерины Андреевны Оболенской. В 1804 году стала второй женой историка Николая Михайловича Карамзина. Но это, как говорится, совсем другая история, о которой мы еще поговорим…

В 1782 году князь Андрей Вяземский отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. Объехал ее практически всю, заезжая в каждый хотя бы чем-то примечательный городок.

«Им двигала жажда познания, живой интерес к наукам и искусствам, технике, политике, жизни людей, - отмечает историк Ирина Рожанковская. – Он посещал библиотеки и музеи, университеты и научные лаборатории, покупал книги, гравюры и медали, изучал военное дело, быт и государственное устройство посещаемых стран. Репутация князя Вяземского как одного из самых образованных людей своего времени имела прочное основание. Не пренебрегал он и театрами, салонами, знатными домами, увеселительными заведениями и даже злачными местами».

Иностранка «без имени»

Но, пожалуй, самым главным итогом европейского турне Андрея Вязеского были даже не полученные им интеллектуальные впечатления, а то, что он без памяти влюбился. Произошло это в Англии, и объектом его страсти стала замужняя дама Дженни О’Рейли, в первом браке Квин. Ирландка, католичка, она была младше его на восемь лет.

Чувства были ответными, Дженни развелась с мужем и отправилась с возлюбленным в «варварскую» Россию, где они предполагали заключить законный брак. Хотя Андрей Вяземский и вполне резонно ожидал, что препятствием его плану может стать позиция отца – человека суровых и твердых правил. Избранница сына – разведенная дама, иностранка, католичка – никак не вписывалась в его представления о достоинстве рода и фамилии.

Отец князя, Иван Андреевич, был не очень здоров: недавно перенес апоплексический удар (инсульт, говоря современным языком). Он удалился от дел и жил в своем имении Удино, которое было подарено в год его рождения его отцу, стольнику Петра Великого, императрицей Екатериной I.

Отношение Ивана Андреевича к сыну было не очень простым. С одной стороны, он, конечно же, гордился его блестящей военной карьерой, хотя и прекрасно знал, что в основе всего лежат его поддержка и связи. С другой стороны, отец был чрезвычайно огорчен «неистовствами» сына в личной жизни.

Андрей Иванович оставил возлюбленную в Нарве, а сам отправился к отцу. Приехав в имение, он сумел настроить в свою пользу матушку княгиню Марью Сергеевну и тетку княгиню Оболенскую. Те желали ему счастья, но перечить отцу семейства не решались. К тому же они считали, что брак с иностранкой, «без имени» - дело неподобающее дворянину из такой знатной фамилии. Андрей Иванович вытащил, что называется, из рукава козырь: его обвиняют в том, что он хочет жениться на девушке «без имени», а догадываются ли его родные, что его бабушка, мать Ивана Андреевича, тоже была «без фамилии»?! Почему-то тогда это никого не смущало, а теперь что изменилось? Действительно, его бабка была шведкой, содержавшейся вместе с другими пленными шведами.

Андрей Иванович был уверен, что его аргумент будет убийственным, и сопротивлением отца будет сломлено. «Этот вопрос, заданный со всей возможной осторожностью, не остался незамеченным отцом и дал ему, конечно, материал для размышления», - писал Андрей Вяземский своей ненаглядной Женни. «Разлука дала почувствовать, как ты мне дорога, и следовательно, никакое человеческое препятствие не сможет нас разъединить», - отмечал Андрей Иванович в письме любимой.

«В ответных письмах она полностью одобряла действия жениха, а вернее, его бездействие, признавая неизбежность этого, - пишет историк Ирина Рожанковская. – Больше всего оба они страшились быть причиной второго удара у отца, что могло бы навлечь на них гнев Неба».

Впрочем, отец остался непреклонен, и Андрей Иванович ни с чем покинул родовое поместье. Он отправился в Москву, где родственники оказали ему всяческую поддержку. Создалась «партия», которая поставила своей задачей уговорить Ивана Андреевича Вяземского дать согласие сыну на свадьбу.

В нее «вступили» капитан 1-го ранга Николай Семенович Мордвинов, граф Яков Александрович Брюс и многие другие. Генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский в письме Ивану Андреевичу уверял: «…самое ваше запрещение есть убийство и для того я надеюсь что бы зберегая себя збережете и его а меня простите что я противное напоминаю, но вы же сами виноваты дав ему то воспитание кое меня пленяет и заставляет его столько же любить» (текст приведен в орфографии оригинала).

Но все уговоры были бесполезны: Иван Андреевич Вяземский был непреклонен: не разрешаю, и все тут! Андрей Иванович тоже был упрям: в конце концов, он женился без отцовского благословения. Ирландка Дженни О’Рейли стала княгиней Евгенией Ивановной Вяземской.

«Сжальтесь над сыном»

Иван Андреевич не признал свершившийся брак, отказался видеть и сына, и невестку. «Партия» родственников снова попыталась уговорить его сменить гнев на милость. Княгиня Елена Никитична Вяземская в письме к старику-князю призывала его простить «сына вашего которого положенье столь горестно», поскольку он болен, а хвороба его происходит от «чувствительности нерв».

«Я верю очень что брак сей вам тяжел, но что делать, он виноват я его не правлю, но вы будте великодушны, - писала Елена Никитична, - вы сжальтесь над сыном, одного имеющее его, развеселите душу свою и его не заставте вечно мучица… Дядюшка, вы христианин, вы добродетельны; вы любите сына, вы конечно, его простите и позволте ему упасть к ногам вашим…» (текст приведен в орфографии оригинала).

«…Вы таво от меня требуете, што я никак теперь исполнить не могу, - отвечал старик-князь Елене Никитичне. - …Когда б он не женился и исполнил мою волю, тогда б я верил, што ево дух и сердце страждет, а когда он по своему желанию получил, то он должен радоватца, а мое огорчение осталось на век страдать…» (текст приведен в орфографии оригинала).

В другом письме Ивану Андреевичу Елена Никитична расписывала достоинства его невестки, с которой ей удалось лично пообщаться: «она вкороткое самое время была у нас почти поцелому дни и по справедливости признаться вам должно… что она конечно достойна называться женой сына вашего, хотя проступок его и велик перед вами, но увидя ее все забывается всеми…».

В конце концов старика уломали: он простил сына и даже стал общаться с невесткой. А вот Марья Сергеевна не дожила до этого примирения: она положила столько душевных сил, чтобы помирить отца с сыном, что ее сердце не выдержало. Князь Иван Андреевич Вяземский на два года пережил Марью Сергеевну, но отношения с сыном все это время все равно оставались достаточно натянутыми.

Рукописи из старого шкафа

Тем временем князь Андрей Иванович все выше поднимался по служебной лестнице. В 1787 году он был произведен в генерал-поручики, спустя два года назначен членом Военной Конторы. В 1790 году купил дом с садом в Москве и записал его на имя своей жены.

«Князь принял меры, что обеспечить горячо любимую жену в случае своей смерти, - отмечает Ирина Рожановская, - кроме московского дома, он завещал ей село Спасское, перешедшее к нему по смерти матери. Ненавистное Удино сразу после кончины отца он продал за 16 тысяч рублей».

В марте 1796 году Вяземский вступил в должность нижегородского и пензенского генерал-губернатора и в ноябре того же года получил звание генерал-лейтенанта. Современники отмечали, что на губернаторском посту Андрея Ивановича невзлюбили. По воспоминаниям В.Долгорукова, он был увлечен «бесприкладными теориями и нелепыми затеями ума, он хотел в Пензе создать Лондон и, начав с сей точки, что ни делал, что ни писал как начальник русской провинции, все было не у места и кстати».

При Павле I Андрей Иванович Вяземский стал сенатором, но на этом посту оставался недолго. Еще до конца царствования Павла он вышел в отставку и поселился в подмосковной усадьбе Остафьево, которая стала при нем средоточием культурной и интеллектуальной жизни.

Что же касается личной жизни, то в браке с Евгенией Ивановной родилось двое детей: Екатерина и Петр. Екатерина прожила короткую жизнь: она умерла в двадцать лет, будучи беременной, от «нервной горячки». А Петр прожил долгую жизнь, он был известен как поэт, литературный критик, историк, преданный друг Пушкина.

Кстати, как только Вяземские поселились в Москве, князь сразу же забрал к себе свою незаконнорожденную дочь Екатерину (рожденную от графини Сиверс), которой было уже десять лет…

Евгении Ивановны не стало в 1802 году. Князь Андрей Иванович пережил ее на пять лет… В 1828 году Петр Андреевич Вяземский обратился с просьбой к А.И.Тургеневу: «Сделай одолжение, отыщи родственников моих в Ирландии; моя мать была на фамилии O’Reilly. Она прежде была замужем за французом и развелась с ним, чтобы выйти замуж за моего отца, который тогда путешествовал, сошлись они, кажется, во Франции, и едва ли не в Бордо...».

А когда Петр Андреевич Вяземский нашел в старом шкафу переписку своих родителей, он сообщил своей жене: «Я занят сейчас чтением интереснейшего романа – перепиской отца и матери».

Сергей Евгеньев

Специально для «Вестей»

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
17 апреля 21 апреля – День местного самоуправления
Власть
17 апреля Сергей Мухин: Жители поддержали курс на укрепление единства народа
Новости Ленинградской области
17 апреля После солнышка в четверг… ждем весенний снегопад
Власть
17 апреля Как подружить автобус с электричкой?
Власть
17 апреля О комфорте для инвалида
Власть
17 апреля «Школьные» вопросы из Усть-Луги
Власть
17 апреля «Мы прооперируем педагога из Енакиево у нас»
Власть
17 апреля «Дайте воду деревне Липки!»
Власть
17 апреля «Единственная надежда – на вашу помощь»
Власть
17 апреля Течет река Фенолка…
Новости Ленинградской области
17 апреля В Ленобласти появится «Парк северных животных»
Новости Ленинградской области
17 апреля Жизнь на воде
Криминальные вести
17 апреля Задержан замглавы Василеостровской администрации при получении взятки
Новости Ленинградской области
17 апреля Говорят, не повезет, если темный лось дорогу перейдет
Дорогие мои старики
17 апреля «Не расталкивайте коляской людей!»
Дорогие мои старики
17 апреля «От такой навязчивой заботы у меня помутился рассудок»
Дорогие мои старики
17 апреля «Меня оставили без денег, жилья и земли!»
Подворье
17 апреля Апрельские заботы – садовые работы
^