Главная Народный календарь На Покров до обеда осень, после обеда – зима

На Покров до обеда осень, после обеда – зима

В день памяти Феофана Милостивого (12 октября) обычно возвращалось тепло: «Преподобный нас своим кафтаном укрывает». Ночью выходили смотреть на звезды: если в небе их было много и светили они ярко, ждали сухой осени. На Феофана охотники ходили добывать именинного зайца. Если это удавалось, день заканчивался застольем, во время которого рассказывали охотничьи байки.

В день Михаила Соломенного (13 октября) молодые бабы сжигали старые соломенные постели, чтобы охраниться от недоброго глаза. А по соломе, вытрясенной из матраца, судили о здоровье его владельца. А вот старухи сжигали одни только лапти – «чтобы зиме ходу дать». Еще на Михаила чтобы защитить детей от зимних простуд и других болезней купали на пороге. Если первый снег выпадет на Михаила, значит, зима настанет еще не скоро. Если же к этому времени все журавли улетели на юг, значит, зима будет ранней и холодной.

14 октября – день Покрова Пресвятой Богородицы. К этому дню старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. Начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. В этот день обычно нанимали работников – как правило, на срок до Крещения. Покров считался и днем расплаты – за работу и за товары. С этого дня начинались свадьбы, а незамужние просили: «Покрой землю снежком, а меня женишком». Девушки старались как можно веселее провести праздник, так как верили: «Покров весело проведешь – дружка милого найдешь». Белый, чистый первый снег ассоциировался с фатой невесты, и по его количеству на Покров судили о количестве свадеб, которые будут сыграны. Если на Покров еще не выпадал снег – его можно было не ждать до самого Рождества. Если в этот день ветер дул с востока – ждали холодную зиму.

Куприян и Устинья (15 октября) считается днем очищения от наваждений и избавления от злых духов. Если не прочитать молитву Куприяну или Устинье, могут напасть бесы. Как правило, мужчины молились Киприану, а женщины – Иустине. Бесы чаще всего нападали на пьяниц, грешников, а также сквернословов – тех, кто призывает чертей в минуты гнева или отчаяния. Говорили, что пьяницам бесы нередко являются в своем натуральном виде, лишают сна, вызывают отвращение к пище и наводят ужас. Именно этим в народе объясняли припадки «белой горячки».

С Дениса Позимнего (16 октября) осенние лихорадки – злые духи, которые вызывают болезни – шатаются по белому свету, мучаются сами и мучают людей. Лихорадка забирается под одежду, залетает соринкой в глаз. Отличным средством от них считали осиновую кору, которую полагалось всегда носить с собой. В избе обыкновенно держали осиновое полено – на всякий случай: если сводило ноги – клали их на полено, если болела голова – то ложились на полено головой. На Дениса опасались не только лихорадок, но и сглаза: «Денис – лихого глаза берегись». Лук, чеснок, редьку и соль использовали для защиты и от сглаза, и от порчи, и от любого другого наговора. Ведь соль и редька выедают все злые слова, брошенные в спину и написанные на бумаге, а запах чеснока и лука пугает нечистую силу. На Дениса старались избегать людей «с дурным глазом» (обычно кареглазых и черноглазых).

«С Ерофея (17 октября) и зима шубу надевает», а мужики добавляли: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Так называли крепкую настойку на душистых травах. Традиционный рецепт этого напитка включает: мяту, анис, зверобой, душицу, тимьян, донник, майоран, тысячелистник и полынь. Все эти травы заливают водкой и оставляют на 10–12 дней в теплом месте. Такая настойка не только вызывает аппетит, но и лечит некоторые недуги. На Ерофея в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды, ведь по лесам бродят лешие, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. А «Леший – не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной.

На Харитину (18 октября) женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты: «Харитина ткала и пряла – весь дом одевала». Девушки же собирались на вечерки, пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Мужчины на Харитину начинали валять валенки к зиме. Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

Комментарии
0
Рекомендуем:
17 апреля 21 апреля – День местного самоуправления
Власть
17 апреля Сергей Мухин: Жители поддержали курс на укрепление единства народа
Новости Ленинградской области
17 апреля После солнышка в четверг… ждем весенний снегопад
Власть
17 апреля Как подружить автобус с электричкой?
Власть
17 апреля О комфорте для инвалида
Власть
17 апреля «Школьные» вопросы из Усть-Луги
Власть
17 апреля «Мы прооперируем педагога из Енакиево у нас»
Власть
17 апреля «Дайте воду деревне Липки!»
Власть
17 апреля «Единственная надежда – на вашу помощь»
Власть
17 апреля Течет река Фенолка…
Новости Ленинградской области
17 апреля В Ленобласти появится «Парк северных животных»
Новости Ленинградской области
17 апреля Жизнь на воде
Криминальные вести
17 апреля Задержан замглавы Василеостровской администрации при получении взятки
Новости Ленинградской области
17 апреля Говорят, не повезет, если темный лось дорогу перейдет
Дорогие мои старики
17 апреля «Не расталкивайте коляской людей!»
Дорогие мои старики
17 апреля «От такой навязчивой заботы у меня помутился рассудок»
Дорогие мои старики
17 апреля «Меня оставили без денег, жилья и земли!»
Подворье
17 апреля Апрельские заботы – садовые работы
^