Главная Люди и судьбы «Как сладостно отчизну ненавидеть…»

«Как сладостно отчизну ненавидеть…»

БЕЖАВ В ЕВРОПУ В ПОИСКАХ СВОБОДЫ, ВЛАДИМИР ПЕЧЕРИН НЕ НАШЕЛ СВОЕГО ИДЕАЛА

Как известно, между родиной и государством нередко не стоит знака равенства. Можно быть противником существующего в стране политического режима, но при этом оставаться патриотом своей родины… Философа Владимира Печерина обвиняли как раз в том, что свою нелюбовь к политическому режиму он переносил на отечество. Иначе как еще могли появиться его строки, датированные 1835 годом: «Как сладостно отчизну ненавидеть // И жадно ждать ее уничтожения! // И в разрушении отчизны видеть // Всемирную десницу возрождения!». Правда, как признавался сам Печерин, эти «безумные строки» он написал в «припадке байронизма«, «не осуждайте меня!..»

«СЫН ПУСТЫНИ»

Владимира Сергеевича Печерина называют и одним из первых российских диссидентов, и одним из первых невозвращенцев: в 1836 году он остался на Западе.

«Если попытаться коротко, в нескольких словах, объяснить причину тайного бегства Печерина из России, то лучше всего воспользоваться для этого его собственными признаниями: «На меня подул самум европейской образованности, и все мои верования, все надежды (связанные с наукой и Россией) облетели как сухие листья…». «Здесь нет будущности!» – вот в чем для Печерина «страх России», – отмечает публикатор мемуаров Печерина П.Горелов.

Историк культуры Михаил Гершензон в своей книге «Жизнь В.С.Печерина», изданной в 1910 году, считал, что бегство Печерина на Запад было вызвано мечтой «об осуществлении потенциальной красоты человека, о водворении на земле царства разума, справедливости, радости, красоты; царства, чуждого всякой национальной окраски»…

Кто же такой Владимир Печерин?.. Поэт, филолог, владевший восемнадцатью языками, профессор Московского университета. В начале 1832 года профессор Петербургского университета Александр Никитенко, автор знаменитого дневника, так охарактеризовал в нем Владимира Печерина: «Это человек с истинно поэтическою душою. В нем все задатки доблести, но еще нет опыта в борьбе со злом. Выйдет ли он в заключение победителем из нее?».

По собственным словам Печерина, до конца 1833 года у него не было никаких политических убеждений. «Был у меня какой-то пошленький либерализм, желание пошуметь немножко и потом, со временем, попасть в будущую палату депутатов конституционной России – далее мысли мои не шли».

В конце 1833 года вышла в свет произведение французского философа, проповедника христианского социализма Фелисите Ровер де Ламенне «Слова верующего», вызвавшая большой резонанс. наделавшая тогда много шуму. Специальной энцикликой от 15 июня 1834 года произведение Ламенне было осуждено папой Римским.

«Это было просто произведение сумасшедшего, но для меня она была откровением нового Евангелия, – вспоминал Владимир Печерин. – «Вот, – думал я, – вот она, та новая вера, которой суждено обновить дряхлую Европу!.. Политика стала для меня религиею, и вот ее формула: «Аллах у Аллах! у Махомед росул Аллах!»… Это значит: «Республика есть республика и Маццини ее пророк!» … Первое мое путешествие в Швейцарию и Италию (1833) было чисто русское, то есть без всякой разумной цели, так просто посмотреть да погулять… Я возвращался в Россию (1835), как агнец, влекомый на заклание, с ужасною тоскою, с глубоким отчаянием, но вместе с тем с искреннею решимостью убежать при первом благополучном случае. Я жил в Москве ужасным скрягою, часто отказывал себе в обеде и питался черным хлебом и оливами, для того чтоб накопить несколько денег».

А вот еще слова самого Владимира Печерина, объяснявшие причины его бегства: «Я очень хорошо понимал, что в тогдашней России, где невозможно было ни говорить, ни писать, ни мыслить, где даже высшего разряда умы чахли и неизбежно гибли под нестерпимым гнетом, – в тогдашней России, с моей долею способностей, я далеко бы не ушел. Я скоро бы исписался и сделался бы мелким пошленьким писателем со всеми его низкими слабостями, – а на это я никак согласиться не мог. По мне или пан, или пропал… Но если пойти глубже, то, может быть, найдется другая основная причина, то есть неодолимая страсть к кочевой бродяжнической жизни. Как сын пустыни, я терпеть не мог оседлости».

«Я ПОТЕРЯЛ ВСЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК ДОРОЖИТ…»

На самом деле, Владимир Печерин был тогда еще очень молод. В «Отчете» Московского университета за 1835 год сказано: «Исправляющий должность экстраординарного профессора В. Печерин (преподает греческую словесность и древности), Рязанской губ., из дворян, 28 лет, исправляет должность с 7-го августа 1835 года; жалованья 2000 рублей». В 1836 году ему было определено жалования 3500 рублей и 400 рублей квартирных денег. Так что бежал Печерин из России вовсе не за «длинным рублем…»

В 1836 году под благовидным предлогом, воспользовавшись служебной командировкой, Печерин покинул Россию. А.В.Никитенко отметил в «Дневнике» под 23 декабря 1836 года: «Печерин отправился в отпуск за границу… на два месяца и до сих пор не возвращается. Судя по идеям, которые он еще здесь обнаруживал, он, должно быть, совсем задумал оставить Россию. Это все больше и больше подтверждается».

Через неделю А.В. Никитенко записывал: «Был у министра (народного просвещения. – Ред.). Он много говорил о Печерине, поступком которого очень огорчен, так как это, действительно, ставит его в затруднительное положение. Как сказать об этом Государю! Кара может сначала пасть на самого министра, потом на все ученое сословие и, наконец, на систему отправления молодых людей за границу. Ведь у нас довольно одного частного случая, чтобы заподозрить целую систему…» Иными словами, речь шла, говоря советскими понятиями, об «измене родине в форме бегства за границу».

Попечитель Московского университета Строганов призывал Печерина вернуться на родину, и тот 23 марта 1837 года ответил ему пространным письмом из Брюсселя: «Вы призвали меня в Москву… (Печерин имел в виду, что прежде он преподаавл в Петербургском университете. – Ред.). Ах, граф! Сколько зла вы мне сделали, сами того не желая! Как я увидел эту грубо-животную жизнь, эти униженные существа, этих людей без верований, без Бога, живущих для того, чтобы копить деньги и откармливаться, как животные; этих людей, на челе которых напрасно было искать отпечатка их Создателя; когда я увидел все это, я погиб!..»

Впоследствии противники самодержавия стремились объяснить поступок Печерина исключительно политическими причинами: мол, он задыхался в России в мрачные времена Николая I. На самом деле, ситуация была гораздо глубже, недаром современные западные историки считают Печерина, личность которого по-прежнему вызывает немалый интерес, как архетип нонконформиста.

«Я потерял все, чем человек дорожит в жизни: отечество, семейство, состояние, гражданские права, положение в обществе – все, все! Но зато я сохранил достоинство человека и независимость духа», – утверждал Печерин.

«ЛАТИНСКИЕ НАРОДЫ СГНИЛИ ДО КОРНЯ»

Российское государство не простило Печерину измены. Судебное дело, заведенное против него в России, в 1847 году завершилось решением Сената, лишившем его всех прав и состояний российского подданного, от которых, впрочем, он еще ранее сам добровольно отрекся.

Впрочем, и Европа, в которую он так стремился, не оправдала его ожиданий. Завязавшиеся связи со швейцарскими и итальянскими революционерами кончились разочарованием. Затем – четыре года нищенства и скитаний. Вчерашний революционер, мечтавший возглавить борьбу за всемирное разрушение, стал католическим монахом, а в 1843 году – патером-миссионером ордена редемптористов.

В 1845 году он переехал в качестве миссионера в Великобританию. «Печерин прежде всего желал личной свободы, неприкосновенности и независимости – недаром именно Англия была для него идеальной страной для проживания. При этом в Англии Печерину прежде всего важны были не политические свободы, парламентаризм, правовая и судебная системы, но максимальная личная свобода, индивидуализм», – отмечает историк Светлана Волошина.

Тем временем Печерин в 1854 году перебрался в Ирландию, где стал самым популярным католическим проповедником. Но потом он проклял двадцать лет, прожитые в католическом Ордене, как «сон разума». Как отмечает историк Ирина Щербатова в книге «Владимир Печерин: странник свободы», за него, умиравшего от тифа католического священника, молился весь народ Ирландии во всех церквях, но спустя годы он стыдился своей принадлежности к «презренной касте».

Монашеское начальство направило его в Дублин, где он с 1862 года служил капелланом одной из местных больниц.

Впрочем, когда на престол вступил Александр II, и из России потянуло ветром перемен, Печерин, к тому времени уже измученный ностальгией по покинутой родине, захотел вернуться: «Как же мне живому зарыться в эту могилу и в такую великую эпоху ничего не слышать о том, что делается в России! Итак, 19 февраля, освободившее 20 млн. крестьян, и меня эмансипировало».

Пожив за рубежом, он многое понял для себя: Запад вовсе не оказался «землей обетованной». Печерин отмечал, что «латинские народы сгнили до корня» и пророчествовал: «Россия вместе с Соединенными Штатами начинают новый цикл в истории».

«ЖИЛ-БЫЛ НА РУСИ КАКОЙ-ТО ЧУДАК»

В августе 1865 года поэт-славянофил Иван Аксаков получил в Москве письмо из Дублина со стихотворением и визитной карточкой «Rev-d Petcherine». Он писал, что «не забыл ни русского языка, ни русских дум», и испытывает «просто желание переслать на родину хоть один мимолетный умирающий звук». Аксаков опубликовал письмо и стихотворение Печерина, сопроводив их таким комментарием: «Он наш, наш, наш… Неужели нет для него возврата?.. Русь простит заблуждения…».

Впрочем, Печерин прекрасно отдавал себе отчет в том, что его ждет в России. В полемике с Ф.В. Чижовым, своим давним университетским другом, математиком, искусствоведом, промышленником, 6 февраля 1866 года он написал: «Вы говорите, что здесь на Западе все мишура, а у вас одно чистое золото. – Да где же оно? скажите, пожалуйста. В высшей ли администрации, в неподкупности ли судей, в добродетелях семейной жизни, в трезвости и грамотности народа, в науке, искусстве, промышленности?..

Нет, нет, я вечно останусь пантеистом. Мне надобно жить всемирною жизнью: мне надобно каждую минуту слышать, как бьется пульс человечества в Европе, в Азии, в Африке, в Австралии… Заключить себя в каком-нибудь уголку белокаменной и проводить жизнь в восторженном созерцании каких-то еще неоткрытых тайных прелестей древней Руси – это вовсе не по мне. Я скажу с Шиллером: «Столетие еще не созрело для моего идеала. Я живу согражданином будущих времен»«.

«Я теперь адресую свои записки прямо на имя потомства; хотя, правду сказать, письма по этому адресу не всегда доходят, – вероятно, по небрежности почты, особенно в России, – писал Печерин в своих «Замогильных записках». – Через каких-нибудь пятьдесят лет, то есть в 1922 году, русское правительство в припадке перемежающегося либерализма разрешит напечатать эти записки… Будет только темное предание, что, дескать, в старые годы жил-был на Руси какой-то чудак Владимир Сергеев сын Печерин: он очертя голову убежал из России, странствовал по Европе и наконец оселся на одном из британских островов, где и умер в маститой старости…»

В 1876 году Печерин написал одному из своих корреспондентов в России: «…Я решился не терять ни минуты времени. Рано ли, поздно ли придется мне сойти с поприща жизни, но никто не посмеет попрекнуть меня в бездействии… Не посрамим земли русския, но костьми ляжем ту, мертвии бо срама не имут». Однако в Россию он так никогда и не вернулся. Он ушел из жизни 17 апреля 1885 года в Дублине…

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^