Главная Люди и судьбы «А старик-то был прав!»

«А старик-то был прав!»

ПОЧЕМУ МНОГИЕ КОММУНИСТЫ В МИРЕ ПОСЧИТАЛИ ПОВОРОТ СССР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ В 1939 ГОДУ ИЗМЕНОЙ После заключения в августе 1939 года пакта Молотова–Риббентропа видный германский коммунист, один из лидеров международного рабочего движения Вильгельм Мюнценберг публично заявил: «Предатель – ты, Сталин!» Сегодня его высказывание назвали бы «оценочным суждением», но тогда в этом мнении он был вовсе не одинок. Шок, который испытали компартии Европы после заключения пакта Молотова-Риббентропа, можно сравнить разве что с докладом Хрущева на ХХ съезде о разоблачении сталинизма. И то, и другое вызвало эффект разорвавшейся бомбы…

Молотов и Риббентроп (справа) после подписания советско-германского договора о дружбе и границе между СССР и Германией. Москва, 28 сентября 1939 г. В октябре 1946 года Риббентроп был казнен по приговору Нюрнбергского трибунала

 

ПОЛИТБЮРО – НА ОХОТУ

Напомним то, что известно достаточно хорошо. Согласно пакту, его участники обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Но и это еще не все: стороны отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны». Это официально. О том, что к пакту прилагались секретные протоколы о разделе сфер влияния в Европе, стало известно гораздо позже…

После подписания пакта исполком Коминтерна оказался в весьма щекотливом положении: ему нужны было объяснить, что же случилось, если после многих лет борьбы с фашизмом, после того, как Гитлера клеймили на всех углах как исчадие ада, вдруг оказалось возможным заключить с ним договор? В глазах многих подобная перемена выглядела как предательство. Многие, верившие Сталину и возлагавшие надежды на СССР в борьбе против фашизма, почувствовали себя жестоко обманутыми…

Столь радикальный поворот во внешней политике требовал объяснений. Перед представителями Политбюро и Коминтерна Сталин произнес речь, в которой обосновывал свое решение заключить пакт с Гитлером и прекратить переговоры с англо-французскими представителями. Он заявил, что победа мировой революции невозможна без большой войны. Вождь отметил: мол, заключив соглашение с англо-французами, мы войну предотвратим, а договор с Германией даст ей возможность развязать в Европе такую войну, которая сделает хозяином положения Советский Союз. По словам Сталина, германская сторона, несомненно, будет в этой войне обречена на поражение, а СССР окажется в роли арбитра и поможет германским коммунистам.

Как отмечал историк Рафаил Ганелин, факт произнесения этой речи нередко ставился под сомнение, поскольку она нигде не была опубликована. Однако израильский исследователь Шаули обнаружил отчет двух высокопоставленных представителей чехословацкой компартии, которые приехали в Москву в августе 1939 года и безуспешно пытались добиться встречи со Сталиным или Молотовым. Только 6 октября их принял заведующий центрально-европейским отделом Наркоминдела Александр Александров, который объяснил ситуацию практически в тех же выражениях, что и Сталин 19 августа в той «речи, которой не было».

«Принято считать, что Сталин и партия неотделимы друг от друга, – отмечал Рафаил Ганелин. – Оказывается – нет! 23 августа 1939 года, когда в Москве подписывали пакт с Германией, все члены Политбюро были отправлены на охоту. Одним словом, Сталину никто и ничто не должно было помешать, даже гипотетически».

О том, что взаимодействие между Сталиным и Гитлером, которое касалось просто немыслимым, в действительности возможно, не раз предупреждал главный враг Сталина – изгнанник Лев Троцкий. К его прогнозу на Западе не хотели прислушиваться. Теперь же, когда события развернулись именно так, как предупреждал Троцкий, со всех сторон только и слышалось: «А старик-то был прав!».

«Подписание советско-германского пакта явилось, может быть, самой болевой точкой в истории международного коммунистического движения… Сталин пошел на союз с Гитлером, не известив об этом зарубежные компартии… Новая политическая стратегия Сталина требовала от зарубежных компартий полного прекращения антифашистской пропаганды», – отмечал историк Вадим Роговин. Перестраиваться приходилось на ходу, особенно после того, как спустя неделю после заключения пакта, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу.

НОВЫЙ КУРС

7 сентября 1939 года на встрече с Георгием Димитровым, одним из лидеров Коминтерна, Сталин определил основные позиции, по которым необходим кардинальный пересмотр политической стратегии и тактики этой организации. Во-первых, он потребовал отказаться от деления капиталистических держав на агрессивные и неагрессивные, фашистские и демократические, которое, по его словам, во время войны потеряло прежний смысл. Руководствуясь этой установкой, Коминтерн снял лозунг о фашизме как главном источнике империалистической агрессии. Сам термин «фашизм» применительно к Германии исчез из документов Коминтерна, как и со страниц советской печати.

Во-вторых, Сталин заявил, что начавшаяся в Европе война идет между двумя группами капиталистических стран за передел мира. Такая оценка, по мнению историка Роговина, начисто игнорировала человеконенавистнические замыслы германского фашизма, его претензии на порабощение Европы и всего мира. В соответствии с этим компартиям стран, уже вовлеченных во Вторую мировую войну, было предписано перестать разоблачать фашизм и выступать против своих правительств.

Чуть позже президиум исполкома Коминтерна направил телеграмму в адрес ЦК французской компартии, уже к тому времени нелегальной, в которой указывалось: «Позиция национальной обороны недопустима для французских коммунистов в этой войне…»

Столь резкий поворот в стратегии и тактике Коминтерна был воспринят многими коммунистами как откровенное предательство и вызвал массовый отлив коммунистов из компартий капиталистических стран. Некоторые коминтерновцы, прежде выступавшие горячими и искренними друзьями СССР, превратились в ярых антикоммунистов. В знак протеста против заключения пакта Молотова-Риббентропа примерно треть коммунистов-депутатов французского парламента вышла из партии.

Находившийся в то время в Бельгии советский разведчик Леопольд Треппер впоследствии вспоминал: «Годами руководство Коминтерна твердило, что борьба против Гитлера – это демократическая борьба против варварства. А в свете советско-германского пакта эта война вдруг стала империалистической. Коммунистам предписывалось начать широковещательную кампанию против войны и разоблачать империалистические цели Англии»…

Более того, Сталин обвинил Англию и Францию в том, что они отклонили поддержанные Советским Союзом «мирные предложения» Германии, выдвинутые «после начала военных действий». Речь шла о том, что захватив Польшу, германское правительство обратилось к правительствам Англии и Франции с предложением прекратить военные действия и объявить мир. Более того, Сталин объявил Англию и Францию агрессорами, утверждая, что это они напали на Германию, «взяв на себя ответственность за нынешнюю войну». Про то, что Англия и Франция, вступив в войну, выполнили свои гарантии по отношению к Польше, он не упоминал.

ПОДСЛУШАНО В КИЕВЕ

Ситуация усугубилась еще больше после того, как 17 сентября Красная армия вступила на территорию тогдашней Польши, а 28 сентября СССР подписал с Германией договор о дружбе и границах, что было юридическим признанием ликвидации Польши как суверенного государства.

Да, в Европе многие не забывали: пребывание Западной Украины и Западной Белоруссии в составе Польши – исторический нонсенс, ставший результатом советско-польской войны 1920 года и последовавшего за ней в 1921 году Рижского мира. Да, по условиям договора, заключенного в Риге, граница Польша прошла не там, где она была предписана по условиям Версальского мирного договора 1919 года. Польша оставила за собой территории, которые она завоевала огнем и мечом, воспользовавшись паническим отступлением Красной армии. И в 1921 году западные государства закрыли на глаза на подобное приращение территории Польши. Тем не менее, ее границы были международно признаны…

В Советском Союзе заключение пакта Молотова-Риббентропа, а затем и договора дружбе и границах между СССР и Германией вызвало самые разные толки. Кроме тех, кто привык, как говорится, колебаться вместе с генеральной линией и не задумываться о сути происходящего, были и такие, кто даже в условиях тотальной пропаганды и отсутствия альтернативных источников информации думал собственным умом. Донесения агентов НКВД свидетельствовали, что многие советские граждане недоумевали по поводу крутого разворота СССР во внешней политике.

Вот лишь некоторые высказывания, подслушанные в августе-сентябре 1939 года в Киеве. «…Какая-то удивительная созвучность между речами Молотова и Гитлера, в чем дело? Неужели у нас с немцами зашло дальше, чем пакт о ненападении?». «Раньше термин «поджигатели войны» употреблялся по отношению к Германии, а теперь Молотов употребляет его по отношению к Англии и Франции…». «…Непонятно одно, так усиленно агитировать против фашизма, разжигали среди Красной Армии любовь к родине и ненависть к фашизму, а теперь так постыдно протянули руки фашистам»…

Однако 31 октября Молотов в своей речи на сессии Верховного Совета окончательно расставил все точки над «и»: «На смену вражде … пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией. Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция … стоят за продолжение войны и против заключения мира. … Преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма». … Сильная Германия является необходимым условием прочного мира в Европе. … Новые советско-германские отношения построены на прочной базе взаимных интересов».

ПОВЕШЕН В ЛЕСУ

Вильгельм Мюнценберг, не побоявшийся публично обвинить Сталина в предательстве.
Убит в июне 1940 года

Вильгельм Мюнценберг, со слов которого мы начали эту статью, относился к числу тех непримиримых антифашистов, которые не приняли «новую линию» Сталина в отношении Гитлера. Еще в 1924 году он был избран депутатом рейхстага от Германской коммунистической партии, а после прихода Гитлера к власти в 1933 году он эмигрировал во Францию, где издал «Коричневую книгу гитлеровского террора и поджога рейхстага». Она была переведена более чем на 20 языков и стала серьезным оружием антифашистской пропаганды.

Во Франции Мюнценберг организовал Всемирное общество помощи жертвам германского фашизма, в 1935 году организовал в Париже международный антифашистский конгресс деятелей культуры. Когда в 1936 году Мюнценберг из разведывательных источников получил информацию о секретных переговорах Сталина с Гитлером, он назвал их предательством Сталина по отношению к мировому коммунистическому движению и выступил с открытой и острой критикой вождя СССР.

После этого началась его травля со стороны недавних соратников. Вальтер Ульбрихт, лидер германской компартии в изгнании, выполняя волю Сталина, вывел Мюнценберга из состава ЦК партии. В 1937-м французская полиция будто бы даже спасла Мюнценберга от покушения, организованного агентами ГПУ. После того, как был подписан пакт Молотова – Риббентропа, Вилли Мюнценберг резко высказался против. «Сталин, ты – предатель!» – смело написал он в своей статье в антинацистском журнале Zukunft («Будущее), который он сам и издавал.

В 1939-1940 годах Мюнценберг работал на французском радио, организов антифашистское вещание на Германию. В июне 1940 года, спасаясь от наступающих немцев, он бежал из Парижа. В конце октября того же года охотники нашли его повешенным в лесу возле французской деревни Сен-Марселлен, что недалеко от Гренобля (вне зоны нацистской оккупации). Речь шла об убийстве: Мюнценберга сначала задушили, обезобразили его лицо до неузнаваемости, а только потом повесили.

Преступников не нашли, да не очень-то их и искали. Сегодня историки выдвигают несколько версий: то ли Мюнценберг был повешен агентами НКВД, которые за ним уже давно охотились, то ли акцию по уничтожению политического противника провело гестапо…

Комментарии
0
Рекомендуем:
27 марта От Ленобласти до Заполярья: ФосАгро расширяет горизонты
27 марта Теракт в «Крокус Сити Холл» – трагедия всей страны
Новости Ленинградской области
27 марта Ленобласть скорбит о жертвах трагедии
Новости Ленинградской области
27 марта Меры безопасности усилены
Новости Ленинградской области
27 марта А за окном тепло
Новости Ленинградской области
27 марта Снежный слалом
Новости Ленинградской области
27 марта Спасибо за ваш ратный труд!
Новости Ленинградской области
27 марта Cалака пошла! Корюшка — на старте
Новости Ленинградской области
27 марта Меховая прелесть
Новости Ленинградской области
27 марта От творчества бобра много добра
Дорогие мои старики
27 марта «Я верну тебе здоровье, любимый внук!»
Дорогие мои старики
27 марта «Мошенников охватила золотая лихорадка!»
27 марта Договоримся «на берегу»
Калейдоскоп
27 марта Приметы весны: аисты возвращаются
Подворье
27 марта Первое свидание – первые заботы
Подворье
27 марта Клумба или грядка?
Подворье
27 марта Лунный календарь на 27 марта – 2 апреля
27 марта Если воротник поник
^