Главная Истории любви Брачный аферист отделался испугом

Брачный аферист отделался испугом

Браки, как известно, заключаются на небесах. В давние времена это понимали едва ли не буквально. А раз так – то оформить развод было крайне сложно. Духовный суд признавал только четыре причины для расторжения брака, но эти обстоятельства еще надо было доказать. И тут появлялись ловкие мошенники, которые за определенную мзду действовали в интересах одной из сторон.

«Крейцерова соната». Картина французского художника Рене-Ксавье Прине. 1901 г.

В 1912 году в России изрядно нашумело «дело Арцыбашева», который, будучи ходатаем по бракоразводным делам, выступал в качестве поверенного «обманутой жены». Подлог раскрылся, случился скандал…

ТАКСА ЗА РАЗВОД

Если взять статистику разводов в Российской империи, то выяснится, что в 1890 году на всю страну был зафиксировано всего 879 разводов. Казалось бы, тишь, гладь да божья благодать. Приверженцы концепции, что, мол, до революции в нашей стране все было хорошо, и семья была крепкая, и разводов было мало, могут, опираясь на подобные статистические данные, торжествовать. Но на самом деле эти данные говорят совсем о другом: развестись было чудовищно сложно.

Законодательство Российской империи допускало развод только в четырех случаях. Первый – доказанное прелюбодеяние. Второй – природная неспособность одного из супругов к брачному сожитию. Третий – уголовное наказание одного из супругов, связанное с лишением его всех прав состояния, или ссылка в Сибирь с лишением всех особых прав и преимуществ. Четвертый – безвестная пропажа одного из супругов.

Кроме того, у развода были ведь еще и последствия. Супруг, виновный в прелюбодеянии, приговаривался после развода к вечному безбрачию…

«Наибольшее количество разводов до революции происходило по причине прелюбодеяния одного из супругов, – отмечает историк Екатерина Колганова. – По сути, это был единственный доступный повод к разводу, главной проблемой было лишь найти доказательства супружеской неверности».

Таковыми могли служить либо показания двух или трех свидетелей, либо рождение детей вне законного брака, доказанное метрическими актами. В качестве доказательств могли служить любовные письма, показания свидетелей, которые сами не присутствовали при «преступлении», но знали о нем из достоверных источников. Что любопытно: показания ответчика, если оно не согласовывалось с обстоятельствами дела и не имело доказательств, в расчет не принимались.

С метрическими актами было сложно – там детей практически всегда записывали как законных. А вот со свидетелями – дело другое. Появилась даже особая категория ловких и достаточно циничных адвокатов, которые наживались на бракоразводных делах. В фельетоне в столичных «Биржевых ведомостях» описывались подобные деятели, которых в Петербурге, как оказывается, было великое множество.

Одни зазывали себе клиентов, пользуясь простейшей рекламой и сарафанным радио. Другие, получив деньги от заинтересованной персоны, которая должна были уличить супруга в прелюбодеянии, инсценировали настоящее театральное представление, чтобы в итоге оказаться свидетелями измены. Единичные случаи подобного «свидетельства» стоили пятьдесят рублей, услуги «постоянного» свидетеля стоили в два раза дороже.

«Цена такого развода (основанного на фиктивных доказательствах. – Ред.) варьировалась от 20 тысяч рублей за окончание его в две недели до 2500 за завершение процесса в 7-12 месяцев», – отмечает Екатерина Колганова.

«Перед венцом». Картина художника Фирса Журавлева. 1874 г.

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

О том, что калужская духовная консистория постановила расторгнуть его брак с женой, Вацлавой Фелициановной, отставной коллежский асессор (одна из самых нижних ступеней в Табели о рангах) врач М.А.Лобанов узнал только из выданной ему копии указа Священного Синода. По крайней мере, именно он написал в прошении, с которым в мае 1912 года обратился в Петербург с прошением к обер-прокурору Синода.

Лобанов потребовал пересмотреть дело, поскольку считал, что процесс был проведен с помощью подлогов и подставных лиц. Главным из них был тот самый, уже упомянутый нами выше ходатай по бракоразводным делам Михаил Арцыбашев, кстати, автор многочисленных публикаций по вопросам расторжения брака.

В своей брошюрке «Наш бракоразводный процесс», изданной в Петербурге в 1908 году, он изрядно возмущался: «Допрос о самом факте (прелюбодеяния одного из супругов. – Ред.) внушает брезгливое чувство: сколько излишних деталей, сколько гадких мелочей! Свидетелям предлагают вопросы о платье, о белье, о кровати…».

Развода хотела жена Лобанова, но муж не давал ей ни одного из четырех законных поводов. Тогда она наняла «специалиста» Арцыбашева, который от имени ничего даже не подозревавшего Лобанова подавал в Калужскую духовную консисторию заявления о согласии на развод. Между тем Лобанов не только ничего не знал о начавшемся судебном разбирательстве, но и вообще даже никогда не жил в Калуге.

А как же свидетели мнимого «прелюбодеяния»? В качестве них Арцыбашев привлекал свою прислугу, которая, как потом выяснилось, участвовала и в других подобных процессах. Дело, что называется, было поставлено на поток.

Все это выяснилось после жалобы Лобанова. Оказалось, что все было шито белыми нитками: одни и те же свидетели подписывались, пытаясь изобразить разные почерки и фамилии. Выяснилось также, что в Синоде у Арцыбашева был сообщник – управляющий канцелярией, который помогал ему проворачивать подобные мутные дела.

Остается лишь удивляться, что при всех доказательствах вины приговор Арцыбашеву был достаточно мягким: суд приговорил его к двум месяцам тюрьмы и выпустил под залог в сто рублей. Остальные участники процесса и вовсе были оправданы.

В НОВЫЙ БРАК ПОСЛЕ ЕПИТИМЬИ

«Дело Арцыбашева» в очередной раз показало, что с семейным законодательством в Российской империи – большие проблемы. И чем больше общество бурлило, желая политических свобод, тем чаще звучало требование о либерализации законодательства о разводах.

По мнению многих современников, широкое обсуждение семейного вопроса в обществе и в печати пробудила появившаяся в 1890 году повесть «Крейцерова соната» Льва Толстого и особенно «Послесловие» к ней. Писатель призывал к отказу от половых отношений даже между супругами, рекомендуя им жить «как брат с сестрой»: именно к такому поведению, по его мнению, призывало Евангелие.

«Практически каждый писатель, публицист или философ считал своим долгом высказаться по вопросам семьи и брака», – отмечает историк Александр Никологорский.

Огромное количество своих трудов посвятил проблемам семьи и брака писатель Василий Розанов. Он считал, что человек имел полное право управлять собственной семейной жизнью: вступать в брак или разводиться. По его мнению, все должно было подчиняться рождению. Розанов не только оправдывал «половую страсть», но и называл ее священной и зиждущим началом в человеке.

Известный публицист Михаил Меньшиков в «Книжках недели» издал несколько своих статей из серии «Элементы романа», выпущенных затем отдельной книгой «О любви». В них он указывал, что нужно воспитывать детей и юношей без каких-либо намеков на «половую страсть», избегать ее воспевания и той «сладкой таинственности», которая, по его мнению, царила во многих романах, в поэзии и искусстве.

Обсуждение в обществе давало определенные результаты. В 1904 году Святейший Синод постановил, что супруг, уличенный в прелюбодеянии, может все-таки вступить впоследствии в новый брак, но только после выполнения возложенной на него епитимьи (церковного наказания, выражавшегося в постах и длительных молитвах). Спустя три года, на волне Первой русской революции, при Святейшем Синоде было учреждено особое совещание для обсуждения и выработки проекта нового положения о поводах, которые дали право на развод.

Споры были жаркими. Аргументы сторонников послабления были понятны: семья не должна превращаться в тюрьму для супругов и, если они видят, что не могут быть вместе, должны иметь возможность расстаться и получить полную свободу друг от друга. Ведь что получалось раньше: развестись официально нельзя, и супруги продолжали жить в фиктивном браке, оставаясь мужем с женой только по документам. Но именно эти документы не давали им возможности реально жить независимо друг от друга.

Противники либерализации брачных отношений напоминали, что брачная клятва дается перед алтарем, а потому она свята. Да и вообще брак – таинство. А в том, что мало поводов к разводу, они видели как раз гарантию стабильности брака.

СИФИЛИС КАК ПРИЧИНА

В результате долгих дискуссий к четырем уже существовавшим поводам добавились еще четыре. Первый – церковный: отход одного из супругов из православной веры. Второй – покушение одного из супругов на жизнь другого либо жестокие одного из них против другого. Третий – медицинский: неизлечимое сумасшествие одного из супругов. И, наконец, четвертый – сифилис, обнаруженный у одного из супругов. Но в этом случае требовалось заключение врачей…

Почему речь именно о сифилисе? Если посмотреть рекламу того времени, то может показаться, что половые болезни – едва ли не единственное, что беспокоило почтенную публику. Рекламные страницы популярных газет и журналы были переполнены информацией о средствах для лечения половых болезней, особенно сифилиса.

В Петербурге существовало немало клиник и просто частных докторов, специализировавшихся на лечении половых болезней. Настоящей сенсацией стало появление долгожданного препарата «606», изобретенного в Германии доктором Паулем Эрлихом для лечения сифилиса. В 1907 году он сообщил об открытии эффективного средства от сифилиса, которое ученый назвал «сальварсаном» – от латинского salvatio – «спасение». Другое название препарта было «606», поскольку оно было 606-м по счету из опробованных Эрлихом соединений. Он организовал испытания своего препарата в невиданных размерах, бесплатно рассылая «606» по всему миру десятками тысяч ампул, с одним только условием: лечить им безвозмездно и присылать ему отчеты.

«Десятки тысяч петербуржцев ждут с мучительным нетерпением, когда же появится, наконец, в продаже нашумевшее на весь мир чудодейственное средство профессора Эрлиха, когда оно сделается достоянием широких слоев населения, а не одних богачей», – писала одна из газет.

В России препарат впервые появился в начале 1910 года. Доктора Пауля Эрлиха к тому времени уже хорошо знали в Европе и в России. В 1908 году ему, выдающемуся бактериологу и биохимику, вместе с русским ученым Ильей Мечниковым, вручили Нобелевскую премию в области медицины…

МУЖ УЖЕ И НЕ МУЖ

Послабления в семейном законодательстве сыграли свою роль. Если судить по статистке, то в 1914 году число разводов в Российской империи было зафиксировано 3714, то есть в четыре раза больше, чем четверть века назад.

Все церковные брачные оковы рухнули после Февральской революции 1917 года, и уж тем более – после Октябрьской. Можно ругать большевиков, и есть за что, но в сфере семейных отношений они, действительно, принесли долгожданную семейную свободу.

Правда, как это всегда в нашей стране бывает, из одной крайности мы кинулись в другую крайность: все ограничения на вступление и расторжение брака были отменены. Жениться, выйти замуж и развестись теперь было едва ли не так же легко, как… к примеру, сходить на базар. Достаточно было лишь заявления одного из супругов. Муж порой даже и не ведал, что он уже не супруг…

Духовному ведомству оставалось лишь оставаться в хвосте брачных преобразований. Поместный собор, проходивший в 1917-1918 годах, принял решение о значительном расширении поводов к разводу.

«Помимо существовавших ранее, – отмечает Екатерина Колганова, – были названы такие поводы, как противоестественные пороки, заболевание проказой или сифилисом, посягательство на жизнь и здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супругов, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимая тяжелая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим… Но реформы эти во многом были уже бессмысленны».

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
25 апреля Петербуржцам показали, как высокоскоростные поезда будут отправляться с Лиговского проспекта
Новости Ленинградской области
25 апреля Программа долгосрочных сбережений
Новости Ленинградской области
25 апреля Субботник на карте, наяву и в «цифре»
Новости Ленинградской области
25 апреля Ленобласть встречает май спортивно
Новости Ленинградской области
23 апреля Заботливый бизнес
Новости Ленинградской области
14 апреля День собственника
Новости Ленинградской области
22 апреля Истории успеха молодых: оригинальные светильники в Ленинградской области
Новости Ленинградской области
21 апреля Поддержка самозанятых – от идеи к продвижению
Власть
24 апреля Александр Дрозденко: Наша главная задача – повышение качества жизни ленинградцев
Новости Ленинградской области
24 апреля Апрельский «День жестянщика»
Новости Ленинградской области
24 апреля От печали до радости, от зимы до весны
Власть
24 апреля Реновации по-волосовски
Криминальные вести
24 апреля ФСБ раскрыла схему хищения соцвыплат
Власть
24 апреля Благополучие жителей – прежде всего
Дорогие мои старики
24 апреля «Моя лодка села на мель!»
Дорогие мои старики
24 апреля Три старушки угодили в капкан жулика
Подворье
24 апреля Георгины, будто из сказки, осенних ноток аромат
Подворье
24 апреля Лунный календарь на 24–30 апреля
^