Главная Истории любви «Рассвирепел до потери сознания»

«Рассвирепел до потери сознания»

Знаменитому адвокату не удалось добиться оправдательного приговора для обманутого мужа, едва не зарезавшего свою неверную жену

Нам уже приходилось рассказывать о судебных делах, которые вел знаменитый дореволюционный адвокат, мастер психологического анализа Сергей Андреевский. Коньком его были дела, связанные с «семейными преступлениями», причем наибольший резонанс получили истории, когда те, кто совершил агрессию (и этот факт никто не отрицал), в итоге были оправданы присяжными. Именно так случилось в 1907 году на процессе Михаила Андреева, который в припадке ревности убил свою жену, изменявшую ему направо и налево и вообще всячески унижавшую его. В итоге, несмотря на то, что сам факт убийства никем не ставился под сомнение, присяжные оправдали подсудимого. Они посчитали, что преступление было совершено им в состоянии крайнего раздражения и запальчивости…

«По влечению сердца»

Дело Богачева, о котором пойдет дальше речь, чем-то было похоже на случай Михаила Андреева. Как следовало из сообщений газет, весной 1892 года в Петербурге во дворе дома № 8 по Владимирской улице (ныне проспект) студент А.П.Богачев нанес пять ран своей жене Л.А.Богачевой. «Раны оказались легкими и не принесли расстройства здоровью».

Богачев был задержан на месте преступления, признал себя виновным в покушении на убийство жены. Однако затем, уже в процессе судебного разбирательства, отказался от этого своего показания и заявил, что нанес раны жене «в состоянии запальчивости и чрезмерной раздражительности».

В дело вступил адвокат Сергей Андреевский. На слушаниях в С.-Петербургском окружном суде он настаивал на оправдании подсудимого, приведя для этого многочисленные факты из жизни Богачева и его отношений с женой. Хотя до этого практически все свидетельства и факты говорили против подсудимого. К примеру, фигурировала рукопись Богачева "Страничка из моей жизни", в которой были такие строчки: «От злобы и ненависти к ней (к жене) у меня кипела душа, рука невольно дотрагивалась до рукоятки револьвера, лежавшего в кармане моих брюк… Провидение помешало: в комнату вошли два чиновника»...

«Хотя мы разбираем дело супружеское, а судить мужа с женой вообще считается трудным, но здесь мы имеем некоторое облегчение в том, что сожительство между супругами продолжалось всего четыре месяца. За такой промежуток времени они могли смешаться только механически, но не успели еще слиться духовно, и потому их взаимные счеты можно разбирать почти так же свободно, как пререкания посторонних людей», - начал виртуозный Сергей Андреевский, задав риторический вопрос: какой же стороне верить?

Показания матери потерпевшей противоречили сами себе: было понятно, что она что-то недоговаривает или вообще лжет. Потерпевшая воспользовалась правом молчания, и на суде только попросила простить ее мужа. В этих условиях, по словам Андреевского, следовало прислушаться к словам подсудимого: «Если вычесть некоторые преувеличения его мнительной фантазии, то нужно будет сознаться, что основная нота страдания, проходящая через все его объяснения, ближе всего соответствует правде».

Богачев добился всего в жизни сам: у него не было ни положения, ни связей. К двадцати годам он занял место секретаря в редакции уважаемый газеты "Новое время" с солидным окладом около двух тысяч рублей в год.

«Когда такой человек собирается жениться на бедной девушке, то он, очевидно, добивается настоящего семейного счастья. Он отдает избранной им подруге всю свою жизнь, вполне уравновешенную и завоеванную дорогой борьбы. Он женится не иначе, как по влечению сердца, по любви», - заявил Андреевский.

Извергом не был

Что же касается его невесты, Луизы Глеб-Кошанской, то перед знакомством с ним у нее уже было любовное приключение с неким господином, сосланным затем в Сибирь. Он обещал ей театральную карьеру, и Кошанская уже мечтала о сцене. Женившись на Богачеве, она, тщеславная и жаждавшая славы, надеялась воспользоваться служебным положением мужа.

«Правда, жених и не подозревал, что его берут только для этих целей, и невеста некоторым образом рисковала, что Богачев всему этому воспротивится, но он казался ей таким маленьким, тщедушным и влюбленным, что она заранее предвидела победу. Ее лозунгом было: «Не хочу быть верной супругой, хочу быть вольной актрисой!»», - добавлял Андреевский и предлагал свой вывод: «Я думаю, что Богачева - скорее поверхностная и пустая женщина, и что не она одна виновата в том, что сделалась такой». А виновны ее прежний любовник и ее мать, которая «питалась от дочери».

Уже на следующий день после свадьбы новоиспеченная теща заявила зятю, что тот, мол, подослан к ее дочери ее прежним соблазнителем, чтобы формальной женитьбой загладить его грех! А далее в только что родившейся семье началось настоящее светопреставление. Теща с другой дочерью поселилась у новобрачных. Жена тайно от мужа поступила в драматическую школу, постоянно пропадала из дому, транжирила деньги. Богачев организовал жене театральный дебют, который оказался не очень успешным. В том же «Новом времени» появились критические заметки, в которых говорилось о ничтожестве новоявленной актрисы. Богачев, дабы доказать жене свою преданность, нагрубил редактору…

«Затем наступили вещи, еще более неожиданные, - рассказывал дальше Андреевский, - жена была разлучена с мужем, а когда была обнаружена ее беременность, то начали делать попытки произвести выкидыш. Наконец, в квартиру Богачева стали наведываться мужчины из драматической школы, которых он не имел права удалить, потому что теща и жена позволяли. Тогда Богачев сам сбежал из дому.

Естественно, что, подвергаясь всем этим переделкам, Богачев не мог отвечать на них вечной любезностью и ангельской добротой. Он, конечно, злился, ссорился и, вероятно, был несносен… Но, чтобы он был извергом, чтобы он грозил убийством, замахивался на жену мраморной доской от столика и т. п., все это - чистейший вымысел. Между супругами были только истерические распри, обычная сцена из семейных драм, с попытками самоотравления и т. д., но ровно никакого насилия не было».

Доказательством это были показания кухарки Авдотья, которая была «ближайшей свидетельницей» несчастной супружеской жизни Богачева.

Было еще одно обстоятельство, которое выставляли как обвинение в адрес Богачева. И опять-таки со слов матери Кошанской. Мол, в первые брачные дни с женой случилась болезнь, причиной которой было… «любовное усердие мужа». Эксперты-врачи сделали заключение, что болезнь молодой дамы ничему определенному приписать нельзя.

«И будь еще ее дочь несовершеннолетней девственницей, на которую бы вдруг обрушились грубые инстинкты невоздержанного супруга! А здесь в двадцать четыре года, после любовника - такая нетерпимость и хрупкость!.. Можно ли с какой бы то ни было точки зрения винить Богачева?.. Он думал о взаимной любви, о дружбе, о семейных радостях. Он был в восторге от беременности жены, то есть от события, которого ни один развратник не приветствует. Он плакал о судьбе ребенка», - витийствовал Сергей Андреевский, обрушивая все свое красноречие на присяжных поверенных.

Ограждение жены от матери

Печальный брак Богачева продолжался всего четыре месяца. Результатом стали не только разбитая личная жизнь, но и серьезные неприятности по службе. Он потерял работу в редакции «Нового времени» и влез в крупные долги. Тем временем теща с дочерьми покинули его съемную квартиру, за которую он уже не был в состоянии платить.

Богачев надеялся, что сможет вырвать жену из-под влияния ее матери. По его жалобе в Комиссии прошений начали рассматривать дело «Об ограждении жены от матери». По горячим следам было произведено всестороннее дознание «о причине супружеских раздоров». Эксперты пришли к выводу, что более виновной в разрушении семьи должна быть признана жена, которая вступила в брак, руководствуясь расчетом, а затем, поддавшись влиянию своей матери, уклонялась от примирения с мужем.

С октября 1890 года супруги вообще не общались. Жена Богачева с матерью и сестрой ютилась по меблированным комнатам. Но несмотря на все, что произошло между Богачевым и Луизой, любовь к ней в его душе, по-видимому, все-таки не угасла. Богачев мучился: на какие средства существует жена, как она живет? Он следил за ней издалека, расспрашивал о ней ее прислугу и знал, что она по-прежнему вращается в кругу знакомых по театральной школе.

Однажды Богачев встретил жену на улице, подошел к ней, но та отказалась общаться ("вы мне больше не нужны, я и получше вас найду") и даже прибегла к помощи городового… Богачев задумался, кто же тот, который «получше»? Нагрянув однажды к жене, он застал у нее титулованного гостя, который и прежде мозолил ему глаза.

А затем начались вообще какие-то непонятные события. Жена и теща исчезли из Петербурга, а затем он получил письмо от тещи с просьбой прислать или привезти денег в Москву, где его жена скоро должна родить. Богачев обратился к помощи журналиста Буренина, набрал по мелочам, где только мог, и привез деньги. Жена встретила его необыкновенно нежно, осыпала поцелуями. Через месяц Богачев снова приехал к жене в Москву, собрав еще денег, которых насобирал в долг по знакомым.

Однако разочарование было страшным: он увидел, что все эти деньги, с таким трудом собранные им, присвоила себе теща. Когда он возмутился этим, его просто выставили вон. Махнув на все, он вернулся в Петербург и постарался снова все забыть. До кровавой развязки оставалось девять месяцев…

«Это была ярость»

Богачев нашел работу в лаборатории Технического комитета. Жизнь вроде бы снова стала налаживаться, но вдруг однажды на Разъезжей улице он издалека увидел даму, очень похожую на его жену. Богачев решил навести справки в адресном столе, где удалось найти только адрес тещи – на Владимирской улице.

«С хорошей или дурной целью приехали эти дамы, - все равно: спокойствие его было нарушено, - отмечал Сергей Андреевский. - Или они обеднели - и тогда ему придется делиться с ними своими небольшими средствами и войти в долги; или дела их поправились, и тогда они, живя в довольстве, у него на глазах, будут терзать его сердце; или, быть может, они приехали мириться окончательно. Во всяком случае он должен рассеять неизвестность».

Там и случился кровавый финал драмы. Увидев неожиданно появившегося мужа, жена несколько смутилась и сделала вид, что не желает с ним разговаривать. Для Богачева не было новостью, что она держала себя с ним, как с посторонним… Разозленный, он последовал за уходящей женой и хотел насильно сесть с ней рядом на извозчика, но она грубо оттолкнула его и злобно шепнула: "Вы подлец!". После этого Богачев и набросился на нее с ножом…

«Я не вижу решительно никакого понятия для убийства, - утверждал Андреевский. - Я вижу одно, что Богачев рассвирепел до потери сознания без всякой особенной и разумной причины. Слово "подлец", сказанное ему шепотом женой после тяжелых и обидных пяти минут, проведенных в квартире, взорвало его так, что он решительно сам не знал, что делать, когда выхватил нож и стал неистовствовать над женой, нанося ей удары направо и налево.

Он бы точно так же мог топтать ее ногами, колотить поленом, если бы мог одолеть ее со своим малым ростом и если бы у него было какое-нибудь другое орудие для насилия, кроме ножа. Это была та ярость, которая овладевает нами до боли и часто, в горячую минуту, обращается на самые близкие нам существа… Это было только безотчетное излитие злобы, а не прямое посягательство на жизнь».

Посовещавшись, присяжные признали подсудимого «виновным в покушении на убийство жены в запальчивости и раздражении». Суд приговорил Богачева к ссылке в Томскую губернию.

Сергей Евгеньев

Специально для «Вестей»

На фото

почтовые карточки

конца XIX – начала ХХ веков

Комментарии
0
Рекомендуем:
Новости Ленинградской области
19 апреля Быть социально ответственным бизнесом – почетно
Здоровье
19 апреля Вернуть к нормальной жизни
Новости Ленинградской области
19 апреля Спортивные выходные в Ленобласти: покажем силу мышц и остроту ума
Новости Ленинградской области
19 апреля Ленобласть защищает права людей
Новости Ленинградской области
19 апреля Природный газ – в домах Приозерского района
Новости Ленинградской области
19 апреля Тепло добрых сердец
Новости Ленинградской области
19 апреля Разделяй отходы смолоду
Новости Ленинградской области
19 апреля Наведем порядок вместе
Новости Ленинградской области
19 апреля Бороться с огнем регион готов!
Новости Ленинградской области
19 апреля Благоустройство с умом
Новости Ленинградской области
19 апреля Состоялся Слет социальных предприятий Ленобласти
Криминальные вести
19 апреля Полиция расследует смерть пешехода в Гатчине
Криминальные вести
19 апреля Задержаны грабители, избившие жителя Мурино
Криминальные вести
19 апреля Студент из Мурино воспользовался банковской картой пенсионерки
Криминальные вести
19 апреля В Рощино ищут напавшего с молотком на подростка
Криминальные вести
19 апреля В Кировске мужчина едва не убил своего отчима
Криминальные вести
19 апреля В поселке Семрино охранник выстрелил в ногу петербуржцу
Криминальные вести
19 апреля Более трех килограммов наркотиков обнаружено в лесах у Вырицы
^